Коррекция и формирование правильной осанки системой занятий по оздоровлению позвоночника

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Актуальность.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современном мире ситуация такова, что большое количество детей страдает заболеваниями, связанными с нарушением осанки. Эта проблема касается также и средней школы № 15. Из 713 учащихся нашей школы 31 школьник нуждается в специальных занятиях по исправлению осанки.

Готова утверждать: неправильная осанка является истинной причиной многих заболеваний, способствует раннему появлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов и брюшной полости (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки как правило ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, не эластичны связки, снижены амортизационные способности нижних конечностей, тел позвонков и других частей тела. Поэтому занятия корригирующей гимнастикой помогают предотвратить заболевания, связанные с нарушением осанки.

Убеждена в том, что занятия корригирующей гимнастикой способны изменить, нормализовать нарушения физиологических изгибов позвоночника, исправить положение и форму грудной клетки, добиться симметричного стояния плечевого пояса, исправить положение головы, нормализовать брюшной пресс.

Таким образом, занятия корригирующей гимнастикой дают положительный эффект по оздоровлению позвоночника.

Условия возникновения и становления опыта.

В средней школе № 15 уже несколько лет проводятся занятия корригирующей гимнастикой с ослабленными детьми. Поэтому передо мной встала проблема - создание в массовой образовательной школе программы по оздоровлению позвоночника детей.

Вторая основная задача прежде всего в том, чтобы за минимальное время добиться положительных результатов по оздоровлению детей, дать необходимые знания и отработать умения через систему обучения.

"Именно здоровье людей
должно служить главной
"визитной карточкой"
преуспевающего общества"
И.Н. Брехман

Цель педагогической деятельности.

Разработать систему занятий по оздоровлению позвоночника, сформировать у детей стремление к здоровому образу жизни, убеждать каждого школьника, что только прилежными и систематическими занятиями физкультурой можно избавиться от своего недуга. Это помогает добиться положительной мотивации, активности, воспитания силы воли, необходимой для преодоления трудностей, связанных с возрастающими запросами к организму, а в конечном итоге - максимального оздоровительного эффекта от занятий.

Ведущая идея.

Реализация цели - оздоровление ребенка - происходит через систему занятий по оздоровлению позвоночника и добросовестное отношение к ней учителя, ребенка и родителей.

Проблема развития здоровья учащихся для меня стала очень актуальной. С помощью чего достигается оздоровительный эффект? В структуре опыта по оздоровлению позвоночника психологи выделяют следующие элементы: силу воли, волевую активность, волевые усилия, волевые качества. Почти все педагоги и психологи (А.И. Высоцкий, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, С.А. Черникова и др.) указывают на то, что воля проявляется в действиях, связанных с преодолением препятствий различной степени трудности, а волевое усилие необходимо для их преодоления. Чем больше у ребенка волевых усилий к достижению цели оздоровления организма, тем быстрее он добивается максимального эффекта.

Технология опыта.

По мнению представителей современной медицины, коррекция и формирование правильной осанки возможна благодаря выполнению корригирующих упражнений.

Поль Брег сказал: "Запомните и впишите в свою память огненными буквами: Здоровье и сила, энергичность человека зависят не от возраста, а от состояния его позвоночного столба".

Опираясь на труды Э.Кристенсен, П. Брега, Л. Кофмана, А. Стрельниковой, В. Овсянникова, Е. Альбамасова, О. Максименко,А. Бабакова, я разработала систему занятий по оздоровлению позвоночника. Специализированные упражнения, включенные в систему, позволяют вернуть позвоночнику его нормальные функции и таким образом исключить причины многих заболеваний, вызванных плохой осанкой, слабыми мышцами как самого позвоночника, так и внутренних органов.

В разработанной мной системе четко прослеживаются три составляющих в достижении успеха: Специализированные упражнения. Дыхательные упражнения. Правильное питание.

1. Специализированные упражнения.

Ведущую роль в моей системе играют упражнения, которые способствуют укреплению позвоночного столба, помогают наладить работу внутренних органов, пострадавших из-за нарушений позвоночника. Эти упражнения содействуют образованию и восстановлению хрящей, а именно они делают наш позвоночник упругим. Упражнения также укрепляют мускулы и связки, а именно они будут поддерживать позвоночник в растянутом состоянии. Специализированные упражнения превосходно воздействуют на нервные центры, снимают головную боль, напряжения глаз, улучшают работу внутренних органов.

В систему по оздоровлению позвоночника также включены дополнительные упражнения для растяжения и удлинения позвоночника, которые дают колоссальный эффект в укреплении позвоночного столба.

Это упражнения для растяжения шеи и укрепления верхней части спины, укрепления и растяжения нижней части спины, вытягивание ног для укрепления позвоночника, укрепление всего позвоночника, вращение и развитие гибкости позвоночника, развитие выносливости и укрепление нижней части позвоночника. В систему работы входят упражнения у стены, т.к. именно они начинают программировать позвоночный компьютер в положении нормальной осанки.

Успешно внедряю в практику своей работы общеразвивающие упражнения (ОРУ) на шведских стенках, гимнастических скамейках, различного рода ползание и скольжение, висы, ходьба с различными движениями рук на пятках и носках. Применяю ОРУ из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, на животе, на боку, стоя на четвереньках, упражнения против плоскостопия, ОРУ с мешочками на голове, скакалками, мячами, обручами и другими различными предметами.

Главное внимание уделяю строгому индивидуальному подходу к каждому занимающемуся на основе учета его здоровья, уровня физического развития, функциональных возможностей, реакции организма на занятия в целом и на отдельные упражнения, психологические особенности. Учитываю адаптацию организма к физической нагрузке каждого школьника. Кроме контроля за учащимися на занятиях применяю самоконтроль детей, которые оценивают переносимость нагрузок, желание тренироваться, показатели пульса, самочувствия и регистрируют это в специальных дневниках.

Для достижения высокого уровня эффекта оздоровления заинтересовываю детей через формы игры, круговую тренировку, соревнования с небольшими нагрузками, эстафеты, элементы танцев, сюжетно-ролевые уроки. В системе использую такие методы работы, как групповой, посменный, равномерный, индивидуальный.

2. Дыхательные упражнения.

В системе работы по оздоровлению позвоночника применяю дыхательные упражнения, так как дыхание является важным элементом при выполнении всех упражнений. Дыхательные упражнения оказывают оздоравливающее действие на сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы. Считаю, что дыхательные и физические упражнения неразрывно связаны между собой, и только в совместном их проведении, достигается огромная польза.

Начинаю обучать рациональному дыханию с первых занятий, используя сначала самые простые упражнения и задания: вдох через нос и выдох через рот, вдох и выдох через нос, дыхание при различных движениях руками, дыхание во время приседаний и полуприседаний, дыхание при выполнении различных поворотов и наклонов туловища, дыхание во время ходьбы в различном темпе, с различными сочетаниями количества шагов и вдоха-выдоха. При выполнении упражнений, способствующих расширению грудной клетки, учу делать вдох, при сдавливании диафрагмы - полный выдох.

В качестве дыхательных упражнений использую грудное и брюшное дыхание, а также их сочетание. Делаем глубокие дыхательные движения, кратковременные задержки на вдохе и выдохе. Дыхательные упражнения использую как средство, снижающее нагрузку. Обучаю правильному дыханию в статических положениях и во время движения.

В системе использую различные дыхательные техники: дыхание животом, попеременное дыхание ноздрями, охлаждающее дыхание, мягкое дыхание, очистительное дыхание, дыхание по принципу "кузнечных мехов". Применяю различные дыхательные гимнастики, в частности, - дыхательную гимнастику Стрельниковой.

Одно из составляющих моей системы - использование нетрадиционных форм оздоровления: занятия аутогенной тренировкой, элементами йоги, медитацией, релаксацией.

3. Правильное питание.

Специалистами доказано, что вернуть здоровье можно не только с помощью этих упражнений, но и необходимо также наладить полноценное питание. Чтобы быть активным, здоровым, счастливым, надо насыщать свое тело "живой" пищей. Только живая пища содержит витамины, минеральные вещества, энзимы и другие компоненты, которые нам так необходимы.

Изучая основные правила натурального питания, я выделила 3 основные группы, которые рекомендуются программами натурального питания:

  • 3/5 всех потребляемых продуктов - фрукты и овощи в сыром и полусыром виде;
  • 1/5 всех потребляемых продуктов - протеины животного или растительного происхождения;
  • 1/5 всех потребляемых продуктов - натуральные жиры, натуральные сахара, натуральные крахмалы.

В результате воздействия на организм специализированных дыхательных упражнений и правильного рационального питания достигается колоссальный эффект на пути к оздоровлению организма.

Буквально несколько недель занятий по предложенной мною методике делают больной позвоночник ребенка здоровым, гибким и подвижным. Вскоре он убеждается, что перестал быстро утомляться. С каждым днем прибавляются сила, энергия и здоровье. И это чудесное, непередаваемое чувство! Окрепнут все внутренние органы, дыхание станет более глубоким, а клетки получат больше кислорода, но на то, чтобы появились первые результаты, нужно время.

Я полностью согласна со своим современником, доктором медицинских наук П.Г. Царфисом, который сказал: "Когда я слышу, что тот или иной человек занимается бегом, зарядкой, лыжами не совсем, может быть, в соответствии со спортивными нормами и правилами, я говорю: "Пусть занимается". Любая мышечная нагрузка - это великолепно, это замечательно". Глубоко убеждена: никакие физические перегрузки, даже больному человеку (конечно, под контролем врача) не страшны, если они, во-первых, регулярны, а во-вторых, доставляют радость, делают его счастливым. Счастливым может быть только здоровый человек, и верный путь к этому - здоровый образ жизни.

Результативность.

Занятия по системе оздоровления позвоночника дают положительный эффект. Незначительные нарушения осанки легко устраняются в результате систематических занятий специализированными и дыхательными упражнениями в сочетании с правильным питанием. При более стойких отклонениях от правильной осанки необходимо в течение длительного времени заниматься по данной системе. Но положительный эффект наблюдается уже с первых занятий.

С каждым годом в нашей школе № 15 количество групп корригирующей гимнастики снижается. Если на период с 2005 по 2007 год у нас было 3-4 группы, то в 2011-2012 гг. таких групп только две.

Занимаясь по данной системе исправили свою осанку 24 учащихся нашей школы. Имеют место случаи, когда дети избавились не только от заболеваний, связанных с незначительными нарушениями осанки, плоскостопия. Среди них Павлов Денис, Терехина Олеся, Жесткова О., Савенкова Н., Мотякова Т., Шерченкова Ю. и другие. А это большой успех.

В младшем школьном возрасте нарушение осанки исправляется гораздо легче, чем в подростковом и старшем, так как костная система еще не окрепла. Очень многое зависит от добросовестного отношения детей к выполнению упражнений и желания избавиться от своего недуга в скором времени. Дети, регулярно выполняющие данные упражнения не только в школе, но и дома, добиваются цели гораздо быстрее. Специализированные упражнения по оздоровлению позвоночного столба практически всегда дают позитивный эффект. Бесполезны они лишь в редчайших случаях, когда требуется хирургическое вмешательство. Благотворные результаты появляются уже после нескольких недель, а иногда и дней систематических занятий.

После выполнения упражнений у детей улучшается самочувствие, дыхание становится более глубоким, клетки получают больше кислорода, а это в свою очередь, способствует укреплению позвоночного столба.

Новизна опыта.

Уровень новизны - рационализаторский. Опираясь на существующие программы, я создала оригинальную систему занятий по оздоровлению позвоночника в группах корригирующей гимнастики в соответствии с современной парадигмой образования.

Адресная направленность.

Опыт может быть востребован преподавателями физической культуры, специалистами ЛФК, тренерами-преподавателями, а также всем тем, кто заботится о своем здоровье, хочет стать моложе, красивее, сильнее.

Трудоемкость.

Использование опыта достаточно трудоемко для учителя, так как, предполагает создание системы занятий с учетом различных заболеваний ребенка, пола, возраста, уровня физической подготовленности. Опыт в силу указанных обстоятельств может быть использован педагогами с ярким творческим потенциалом. Практика показала, что введение системы занятий по оздоровлению позвоночника, укрепляет не только здоровье детей, но и закаляет волю, настойчивость, а в целом воспитывает положительные нравственные качества человека.

Литература.

  1. П.Брегг "Позвоночник - ключ к здоровью", Санкт-Петербург, издательская Компания "Невский проспект", 2003.
  2. Э. Кристенсен "Целебная комплексная программа", М., "Эксмо", 2003.
  3. А.А. Очерет "Внимание - сколиоз", М., Советский спорт, 2000.
  4. Ю. Копылов "Физическое воспитание младшего школьника в семье", М., "Винтана-Граф", 2003.
  5. Л. Кофман "Настольная книга учителя физической культуры", М., "ФиС", 1998.
  6. Е. Альбамасов "Сколиоз", Ташкент, 1995.
  7. О. Максименко "Фигурка мирового стандарта", М., "Внешсигма АСТ", 2000.
  8. С.В.Дубровская. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. "Красота и здоровье" 2010г.