Урок литературы по теме "Футуризм и футуристы"

Разделы: Литература


Цели урока:

образовательная

– познакомить с историей возникновения футуризма;

развивающая

– развивать навыки анализа поэтического произведения;

воспитательная

– прививать чувство прекрасного;

– воспитывать эмоционально-чувственное отношение к художественным произведениям.

Оборудование:

отрывки из манифестов А.Е.Крученых, В.В.Хлебникова “Слово как таковое” (1913г.), Д.Д.Бурлюка, А.Е.Крученых, В.В.Маяковского, В.В.Хлебникова “Пощечина общественному вкусу” (1912г.), Репродукции картин П.Пикассо “Герника”, Т.Мунка “Крик”, К.Малевича “Черный квадрат”, романсы А.Вертинского, песня группы “Сплин” на слова В.Маяковского “Лиличка .Вместо письма”

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объяснение нового материала

Слово учителя: основателем футуризма был итальянец Маринетти. Он провозгласил полный разрыв с традиционной культурой. Но русский футуризм возник независимо от итальянского в начале xx века и впервые заявил о себе в сборнике “Садок судей” (1910 г.). Русские футуристы выдвигали идею рождения сверхискусства, способного преобразовать мир. Главная цель их творчества – побуждение к действию. Слайд №2

Манифест “Пощечина общественному вкусу”

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы – лицо нашего Времени, Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. С Парохода современности.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый , обратит последнюю любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражение мужественной души сегодняшнего дня?
Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с черного фрака Брюсова? Или на них зори неведомых красот?
Вымойте руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми.
Всем этим Максимам Горьким Куприным, Блокам, Сологубам, Ремезовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. И проч. Нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!

Мы приказываем чтить права поэтов:

  1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
  2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
  3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
  4. Стоять на глыбе слова “мы” среди моря свиста и негодования.

И если пока в наших строках остались грязные клейма ваших “здравого смысла” и “хорошего вкуса”, то все же на них уже трепещут впервые Зарницы новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.

Москва. 1912. декабрь.

Вопросы для обсуждения Слайд №3

  1. Кого и почему отвергали футуристы?
  2. В чем проявилась ненависть к языку, существовавшему до футуристов?
  3. Как вы понимаете смысл “самовитого слова”?
  4. Кому и за что была эта “пощечина”?

Слово учителя: русские футуристы имели четыре основные группировки: Слайд №4

– кубофутуристы или “Гилея” (В.Хдебников, Д.Бурлюк, В.Маяковский, А.Крученых)
– эгофутуристы (И.Северянин)
– “Мезонин поэзии” (Шершеневич, Ивнев)
– “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев)

Слайд №5

Слайд №6

Манифест А.Крученых, В.Хлебникова “Слово как таковое”

Чтоб писалось туго и читалось туго неудобнее смазанных сапог или грузовика в гостиной (множество узлов, связок и петель, и заплат, занозистая поверхность сильно шероховатая)… У писателей до нас инструментовка была совсем иная, например:

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел…

Как картины, писанные киселем и молоком, нас не удовлетворяют эти стихи… Здоровый человек такой пищей расстроит желудок. Мы даем образец иного звуко– и словосочетания:

Дыр, бул, щыл
убещур
скум
вы со бу
р л зз.

(кстати, в этом пятистишии больше русского национального, чем во всей поэзии Пушкина). Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами, и их причудливыми сочетаниями… Этим достигается наибольшая выразительность, и именно этим отличается язык стремительной современности , уничтоживший прежний застывший язык… Любят трудиться бездарности и ученики (трудолюбивый медведь Брюсов, 5 раз переписывающий и полировавший свои романы Толстой, Гоголь, Тургенев…) Речетворцы должны писать на своих книгах:

ПРОЧИТАВ, РАЗОРВИ!

Вопросы для обсуждения Слайд №7

  1. Принимаете или отвергаете этот манифест?
  2. Что в нем положительного?
  3. Найти слова, которые могут возмутить человека, любящего литературу?

Чтение стихотворения В.Хлебникова.

Вопросы для обсуждения: Слайд №8

  1. Какие идеи манифеста воплотились в этом стихотворении?
  2. Какую роль в нем играет словотворчество?
  3. Какую роль новые слова играют в создании образа?

Слово учителя: С первых шагов футуризм развлекал только недальновидных. Сознающих он беспокоил как явное разрушение классики. Яростнее всех против футуризма выступали Е.Бальмонт и Н.Гумилев, но В.Брюсов видел в нем поиски новых форм, которые ломали прежнее.

В поэзии эгофутуристов важной фигурой является Игорь Северянин. Его называли “жеманным”, отмечали ложную красивость. Увлечение иностранными словами. Он тоже ломал привычные формы, но по-своему.

Чтение стихотворения И.Северянина “В блестящей тьме”.

Вопросы для обсуждения: Слайд №9

  1. Выделите новые слова
  2. Как противопоставляет лирический герой себя другим людям?
  3. Какой смысл вкладывал поэт в сравнение “блесткий”?

Слово учителя: Северянин был очень популярен. Когда он читал свои стихи, которые называл “поэзами”, женщины его забрасывали цветами. Сам он писал впоследствии: “Вечный праздник, беззакатное торжество. Цветы, слава, влюбленные женщины. И денег – золотой дождь”.

Чтение стихотворения “Кензель”

Вопросы для обсуждения: Слайд №10

  1. О чем это стихотворение?
  2. Выделите новые слова Северянина
  3. Выпишите художественные сравнения.

Слово учителя: Поэзия Северянина очень музыкальна. Повторение звуков, музыкальность, игра цвета характерны и для песенного творчества А.Вертинского.

Прослушивание романса.

Вопросы для обсуждения: Слайд №11

Перекликается ли песня Вертинского со стихами Северянина?

В чем вы видите сходство этих разных произведений искусства?

Чаще всего русский футуризм связывают с творчеством В. Маяковского. Это поэт города.

Чтение стихотворения “А вы смогли бы?”

В стихотворении создается особый предметный ряд: блюдо студня – океан, чешуя рыбы – зов губ, водосточная труба – флейта. Эти зрительные образы возникают по ассоциации.

Как понимать: “смазал карту будня, плеснувши краску из стакана”?

Образ нового города, преодолевающего тяготение земли, можно обнаружить не только в поэзии, но и в опере М.В.Матюшина “Победа над солнцем”. Здесь представлена “музыка шумов”: гул работающей фабрики, стук машин.

Слайд №12

Слово учителя. Литературный футуризм связан с авангардными художественными группировками 10-х годов xx века – “Бубновый валет”, “Ослиный хвост”. Почти все поэты–футуристы были художниками. Вслед за художниками поэты экспериментируют, но только над словом. Поэтика футуристов – поэтика “сдвинутой конструкции”, поиски новых пространственных отношений приводят к созданию собственно авангардистского течения – суприматизма. “Черный квадрат” Малевича – это взгляд в будущее. Эту картину можно сравнить с ощущением человека, впереди которого – черный туннель. Может быть, это пророчество тех испытаний, которые наступили для России после относительно спокойного 1913 года?

Слайд 13

Чтение стихотворения В.Маяковского “Ночь”

Вопросы для обсуждения: Слайд №14

Какую роль в стихотворении играет цвет?

С помощью каких художественных средств передано движение, динамика, стремительность?

Приведите примеры новых слов и образов.

Рассматривание репродукций картин Пабло Пикассо “Герника” и Т.Мунка “Крик”. Слайд №15

Вопросы для обсуждения: Слайд№16

  1. Какие строчки из стихотворения Маяковского можно спроецировать представленные картины?
  2. Как думаете, чем это стихотворение возмущало публику?
  3. Вспомните подписанный Маяковским манифест. Кому была дана “ пощечина” этим стихотворением?

Слово учителя. Русский футуризм был многолик. Он по-разному проявился в литературе, живописи, музыке. Но творчество футуристов шире манифестов. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогащали век xx, поэзию нашего времени.

Подведение итогов урока.

Завершение урока: прослушивание песни на слова В.Маяковского “Лиличка. Вместо письма” в исполнении группы “Сплин”.

Список использованной литературы:

  1. “Поурочные разработки по русской литературе” 11 класс I полугодие. М., “Вако”, 2003.
  2. “Серебряный век русской поэзии в школе”, М., “Дрофа”, 2007.

Презентация