Комплексное коррекционно-развивающее занятие "В мире профессий"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба, Логопедия


Цель: Развитие познавательной, мотивационной сферы учащихся, восполнение пробелов лексико-грамматической стороны речи.

Задачи:

- Закрепление знаний о глаголе, существительном и прилагательном

- Дифференциация частей речи

- Развитие слухового внимания и памяти

- Развитие зрительного восприятия

- Развитие умения практического употребления в речи слов, обозначающих предметы, признаки предметов, действия предметов

- Устранение аграмматизмов в устной речи

- Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения

Оборудование: тетради, карточки, мячик, компьютер учителя, мини-буки учащихся, проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Психолог:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы знаете, что на занятиях с психологом и логопедом ученики делятся на 2 группы. Сегодня вы будете работать вместе, а вести урок будут 2 учителя - логопед и психолог. Наш урок называется "В мире профессий"

(Слайд 1)

2. Тренинг зрительного внимания и памяти.

- Внимание на доску.

(Слайд 2)

- Прочитайте слова и запомните их.

Ученики читают слова про себя и стараются запомнить.

(Слайд 3)

- А сейчас откройте тетради и запишите слова, которые вы запомнили.

Проверка записей в тетрадях. Похвала учеников.

- А теперь проверим, все ли слова вы запомнили.

(Слайд 4)

- Запишите те слова, которых у вас нет. Молодцы!

- Скажите, какие способности вы тренировали, выполняя это задание?

- Умение запоминать, внимание.

- Ребята, эти способности необходимы людям различных профессий, а о какой профессии пойдет речь, вы должны догадаться сами.

3. Работа по теме.

Слайд 5

Логопед:

- На слайде появятся слова, которые помогут вам определить профессию.

Читаем по цепочке, начиная с ученика за первой партой.

  • Объяснять
  • Учить
  • Уважать
  • Помогать
  • Хвалить
  • Любить
  • Воспитывать

- Как вы думаете, о какой профессии идет речь?

Ответы учащихся.

- Мы сегодня поговорим о профессии "учитель".

- Как вы думаете, ребята, важная ли это профессия? Для чего нужны учителя?

Ответы учащихся.

- Скажите, ребята, какие предметы в школе нужно хорошо знать, чтобы стать учителем?

Ответы.

- Да, ребята, профессия учитель нужная и важная. С помощью учителя дети учатся читать, писать, считать, а ещё быть добрыми, вежливыми, аккуратными, ответственными. Для того, чтобы стать учителем, нужно хорошо знать русский язык, математику, много читать, быть общительным, добрым, внимательным человеком.

- Обратите внимание на слова на слайде. Что в них общего?

Ответы учащихся.

- К какой части речи относятся эти слова?

Ответы учащихся.

- Вспомним все, что мы знаем о глаголе.

Ученики рассказывают правило.

Слайд 6

- Ребята, к какой части речи относится слово "учитель"?

- Это имя существительное.

- Вспомним все, что мы знаем об имени существительном.

Ребята рассказывают правило.

4. Минутка отдыха.

Психолог:

- Ребята, в вашем расписании много уроков, с вами работает не только классный руководитель, но и другие учителя. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется "Урок - учитель". Я брошу вам мяч и назову урок, а вы мне скажите, как зовут учителя, который его ведёт.

- Ребята, вы называли имена и отчества учителей. К какой части речи они относятся?

- Ответы учащихся.

5. Тренинг устной речи и зрительной памяти.

Логопед:

- Молодцы, вы знаете своих учителей. А какие они? Мы это сейчас узнаем. Я предлагаю поиграть в игру "Найди подходящее слово".

- В игровой зоне находятся карточки со словами, которые описывают учителя. Выберите только те слова, которые описывают ваших учителей. Каждый, кто нашел подходящее слово, должен его запомнить и вывесить на доску.

Работа с карточками.

- Садимся.

- Прочитаем слова. Каждый читает только свое слово.

- К какой части речи относятся эти слова?

- Это имена прилагательные.

- Давайте вспомним правило.

Учащиеся рассказывают правило "Имя прилагательное".

- Итак, ребята, с какими частями речи вы сегодня работали?

Учащиеся называют части речи.

6. Работа с ноутбуками.

Психолог:

- А теперь пододвиньте ноутбуки к себе поближе, откройте их. Компьютеры в спящем режиме. У вас текстовый документ, он свернут. Откройте его. Перед вами 3 предложения. Прочитайте их. Все ли слова есть в предложениях?

- Нет.

- В каждое предложение нужно вставить только одно слово. Это или существительное, или прилагательное или глагол. У вас есть подсказка - имена прилагательные находятся на доске, а глаголы - на слайде. Можно подобрать свои, подходящие по смыслу, слова.

Слайд 7

Учащиеся работают самостоятельно, при необходимости им помогает психолог или логопед. Назначаются и помощники из учеников, которые без труда справляются с данным заданием.

- Ребята, во втором предложении нет первого слова. Скажите, как пишется начало предложения?

- С большой буквы.

Проверка работ детей, помощь.

Варианты предложений на слайде 8.

7. Итог урока.

Психолог:

- Ребята, о какой профессии мы сегодня говорили?

- Учитель

- Какие способности тренировали?

Ответы учащихся.

- Сегодня на уроке мы развивали внимание, зрительную память, речь, мелкую моторику рук, учились размышлять.

Логопед:

- Какие части речи нам на уроке помогали?

- Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

8. Самооценка.

- Сейчас пусть встанут ученики, которые считают, что они на уроке отлично работали.

- А теперь те, кто работал хорошо.

- То, как вы себя оценили, и будет вашей сегодня отметкой.

Приложение.