Организационно-деятельностная игра для старшеклассников "Возможности поколения, или Индивидуальные шансы"

Разделы: Внеклассная работа


Актуальность игры

21 век диктует свои законы во всех отраслях жизни человека, не обошёл он и образование, живую, подвижную систему, в которой происходят важные и интересные изменения. Мы, взрослые, (причём, на разных ступенях занимаемых нами должностей) эти новые процессы, прогнозируем, изучаем, пытаемся, что называется на ходу, перестроиться, и самое главное - выносим свой "взрослый" вердикт. А что остаётся детям? В основном, - соглашаться, принимать и на себе испытывать всё новое, придуманное старшим поколением. Нужно ли говорить, что это не совсем правильно. А ведь современная система образования формировалась десятками лет, уйти от неё вовсе - невозможно (и надо ли?)

В нашем муниципальном образовании (г.Губкинский, ЯНАО) с 2011-2012 уч.года вступил в силу эксперимент "Школа ступеней", с которого, в общем-то, и началось новое восхождение к осмыслению новой системы образования. Педагоги активно включены в происходящие процессы посредством различных способов и форм деятельности (семинары, организационно-деятельностные игры, практика преподавания в новых условиях, самообразование и т.д.). Но не все дети в одинаковой степени смогли ощутить себя в новых условиях изменения образовательной среды. Например, в нашей школе (школе основной ступени (1-9 класс)) в настоящее время заканчивают обучение 11-е классы, которые остались за "рамками" основной школы, специфике которой уделено основное внимание. Но, тем не менее, будущие выпускники школы - это те ребята, которые, с одной стороны, стали "результатом" традиционной системы образования, а с другой, - именно они способны уже сегодня сказать все "за" и "против" относительно современных проблем в образовании, то есть выступить в данном случае "лакмусовой бумажкой" состояния системы образования.

Кроме того, форма проведения мероприятия - организационно-деятельностная игра (одна из коллективных форм, значимая в жизнедеятельности именно старшеклассников) - позволила решить сложные задачи коммуникативного, информационного, аналитического, исследовательского характера.

Цель организационно-деятельностной игры: включение учащихся в активные инновационные процессы образования.

Задачи, решаемые в ходе игры:

  • продемонстрировать особенности системы образования, в которой обучались старшеклассники
  • познакомить учащихся с инновационными процессами в современном образовании
  • осуществить групповую работу учащихся по теме мероприятия
  • обеспечить благоприятные условия для коммуникации одиннадцатиклассников
  • поддержать интерес учащихся для перспективной работы в заданном направлении.

Оборудование: аудитория, в которой есть возможность расставить стулья кругом; магнитная доска; листы ватмана и маркеры (для работы в группах).

Ход организационно-деятельностной игры

1 блок. Постановка проблемы в виде обращения к названию игры и эпиграфу, выбранному к ней.

Эпиграф: "Образование - это величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно". Р.Киплинг

2. блок. Модель традиционной школы.

На доске (в левой колонке) представлены основные признаки школы, в которой учились и мы (ваши родители, педагоги), и вы. Добавьте во вторую и третью колонки "+" и "-" такого обучения (с аргументацией мнения)

Далее можно у ребят спросить, какие ещё положения необходимо записать в левый столбик и подобрать к ним "+" и "-". Важно, чтоб по каждому положению ребята высказали своё мнение.

3 блок. Модель школы будущего.

Задание: Исходя из плюсов и минусов традиционной школы, создать модель школы будущего.

Вот примерный вариант модели школы ступеней (старшая школа), составленной одиннадцатиклассниками.

4 блок. Групповая работа (деятельностный этап)

Далее ребятам предлагается разделиться на группы (важно, чтобы это разделение было свободным. Имеется в виду, что ребята уже знакомы с правилами работы в группе). Каждая группа получает листы ватмана и маркеры. Задание для групповой работы: заполнить таблицу "Что нам нужно для того, чтоб мы стали успешными?". На задание отводится 10-12 минут.

Качества успешного человека (в идеале) Что у каждого из нас уже есть? Что нам необходимо, чтобы стать успешным?
     

Затем каждая группа представляет свой проект таблицы, аргументируя выбранные положения. Необходимо создать условия для коммуникации и между группами (поделитесь вашим мнением, задайте вопросы).

5 блок. Рефлексия.

Попросите ребят поделиться впечатлениями об игре (форме проведения мероприятия, важности решаемых вопросов, пожеланиях для следующих занятий). Это этап очень важен. Вы убедитесь в том, насколько поднятые проблемы актуальны (или нет) для учащихся, как они готовы их решать, к чему стремятся в настоящее время. Да и самим ребятам будет полезно и интересно услышать мнения своих одноклассников.