Интеллектуальная интегрированная игра (физика + химия) "Загадочные пазлы". 8-й класс

Разделы: Физика, Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель игры: формирование у обучающихся целостного представления о науках, изучающих природу.

Дидактические задачи:

  • систематизация физико-химических знаний;
  • расширение кругозора обучающихся.

Развивающие задачи:

  • формирование и развитие познавательного интереса к предметам;
  • развитие эрудиции, умений сравнивать и сопоставлять.

Воспитательные  задачи:

  • повышение уровня эстетического воспитания обучающихся;
  • формирование навыков коллективной работы, в сочетании с самостоятельностью обучающихся.

Правила игры:

В игре участвуют две команды.
Игра состоит из разминки,  трёх туров, конкурса капитанов  и финала.
За правильные ответы команды получают пазлы, из которых в финале нужно собрать целостную картину.

Этапы игры

Задание

Вопросы

Варианты ответов

Здравствуйте,  друзья! Мы приветствуем вас на игре "Загадочные пазлы".
Сегодня мы убедимся, что науки, изучающие природу неразделимы. Они изучают одни и те же явления и объекты с разных точек зрения, используют одинаковые законы, методы, приборы. В процессе игры за правильные ответы вы будете получать загадочные пазлы, из которых в финале сложиться целостная картина мира. Удачи вам!
Разминка

Слайды 2-9

1. В огне не горит, в воде не тонет.

2. Поднимаемся мы в гору,
стало трудно нам дышать.
А какие есть приборы
чтоб давление измерять?

3. Две сестры качались,
правды добивались.
а когда добились,
то остановились.

4. Какое вещество является "хлебом" в химической промышленности?

5. Вот прибор устроен просто:
Если что-то в нем сдвигают
Силу тока изменяют.

6. Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
Понесется аж до звёзд.

7. По "тропинкам" я бегу,
Без тропинок не могу.
Где меня, ребята, нет,
Не зажжется в доме свет.

8. Я легко могу нырять
Жидкость знаю я на "пять"
Человеку я служу
Мигом плотность покажу.

1. Лёд.

2. Барометр.

 

 

3. Весы.

 

4. Серная кислота.

 

5. Реостат.

 

6. Ракета.

 

7. Электрический ток.

 

8. Ареометр.

1 этап

Слайды 10-12

Учеными сделано много важных открытий, для объяснения которых мы используем законы и физики, и химии.
Задания. Установите соответствие, какому ученому принадлежит открытие?
С.Королёв – спутник.
А, Туполев – самолет ТУ
М.Купер – мобильный телефон
Д. Менделеев – Периодический закон
Т. Эдисон – лампочка
М. Ломоносов – прототип вертолёта.

Слайд 13

Он был ученый и поэт,
Он размышлял про тьму и свет,
В чем сходство стужи и тепла,
Что можно сделать из стекла.
Он краски изучал и цвет,
Он создал университет.

Викторина:

1. Какой вывод сделал Ломоносов после проведения эксперимента по прокаливанию металлов?

а) Закон сохранения массы веществ
б) Закон сохранения энергии
в) Закон сохранения электрического заряда.

2. Какое открытие в области электричества принадлежит М.В.Ломоносову?

а) Создал гальванический элемент
б) Объяснил причины возникновения молний
в) Изобрёл электрическую машину.

3. Кто назвал М.В.Ломоносова "нашим первым университетом"?

а) Н.В.Гоголь
б) М.Ю. Лермонтов
в) А.С. Пушкин.

М.В.Ломоносов

 

 

 

 

1. а) Закон сохранения массы веществ

 

 

2. б) Объяснил причины возникновения молний

 

 

3. в) А.С. Пушкин.

2 этап

Слайд 14

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.

Задание. Составить модель атома водорода.

 

Слайд 15

Задание "Угадай, кто я?"

По электронной формуле определите химический элемент:

1S22S1
1S22S22Р1
1S22S22Р3

 

 

Литий
Натрий
Азот

Слайд 16

Из атомов состоят мельчайшие частицы вещества – молекулы.

Задание: "Заполните анкету для молекулы"

1. Имя: молекула («маленькая масса»).
2. Назначение в природе: хранитель главного отличительного свойства вещества.
3. Поразительные качества: невероятная малость.
4. Необычные свойства: идентичность (молекулы одного и того же вещества одинаковы).
5. Местообитание: любое тело (твёрдое, жидкое, газообразное).
3 этап

Слайды 17-18

Наши науки изучают различные явления.

Задание. Решите кроссворд.

1. Атом, потерявший или получивший электрон.
2. Прибор для измерения объёма жидкостей.
3. Итальянский физик и химик, который разработал метод определения атомных весов.
4. Самое темное явление в науке.
5. Метод получения металлов под действием электрического тока, применяемый при производстве никеля.

 

 

1. Ион.
2. Мензурка.
3. Авогадро.
4. Свет.
5. Электролиз.

Слайд 19

Любое научное открытие требует экспериментального подтверждения. Чтобы выполнить опыт нужно знать правила техники безопасности.
Задание. Объясните правила техники безопасности.
 

Слайды 20-21

Выполнение эксперимента.

Цель: исследовать явления, происходящие при горении спички.

1. Зажгите спичку.
2. Осторожно и внимательно наблюдайте, какие явления происходят при горении спички?
3. Определите, какие из них относятся   к физическим, а какие к химическим явлениям?

Физические
– трение
– тепло
– свет
– плавление парафина
Химические
– свет
– тепло
– запах
– изменение цвета
Конкурс капитанов

Слайд 22-24

Задание "Устами младенца"

1.

а) Эта "штучка" очень маленькая. Она может летать, а может просто качаться.
б)  Она у всех веществ разная.
в) Она состоит из атомов.

2.

а) Его главная составляющая – труба, большая или маленькая.
б) Он имеет в трубе несколько линз.
в) Это основной астрономический прибор.

3.

а) От него зависит жизнь человека.
б) О нём говорят: повышенное, пониженное, нормальное.
в) Оно измеряется барометром.

 

1.Молекула.

 

 

2. Телескоп.

 

 

3. Давление.

Финал

Слайд 25

Все ученые – мечтатели. Чтобы сделать открытие нужно мечтать и тогда мечта сбудется. В сказках люди всегда мечтают о чудесах. А какие чудеса пришли из сказок в современный мир?
Задание Сказка стала былью…
Установите соответствия между сказочными объектами и современными…
 

Слайд 26

Мы, играя, показали,
Что умеем и что знаем.
Все науки нам нужны
В дружбе жить они должны,
Если будем много знать,
Сможем пазлы все собрать.

 

Литература:

1. Л.А.Горлова Занимательные внеурочные мероприятия по физике, – Москва, "Вако" – 2010
2. Т. М.Енякова Внеклассная работа по химии, – Москва,  "Дрофа", – 2004
3. Кроссворды для школьников: Химия, – Ярославль "Академия развития", – 1998
4. Интернет Яндекс-картинки