Урок русского языка по теме "Самостоятельные и служебные части речи". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цель урока: познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи, закрепить знания по морфологии, выработать умение различать самостоятельные и служебные части речи.

Ход урока

I. Синтаксичесая пятиминутка. (Приложение 1)

Сделайте разбор предложения: Солнце садилось и косыми лучами освещало верхушку высокого дуба.

Выписать из предложения все слова с орфограммами.

II. Словарная диктовка:

Грам..атическая основа

  • чуде..ный
  • благ..дарю
  • разг..дать
  • пожалу..ста
  • объед..нять

III. Вспомним разделы языкознания(соединить линиями раздел и его определение):

1.Фонетика А Словосочетание и предложение
2.Лексика Б.Правила написания слов
3.Синтаксис В. Части речи
4.Морфология Г. Знаки препинания
5.Пунктуация Д. Произношение и ударение
6.Орфография Е. Звуки
7.Орфоэпия Ж. Значение слова

IV. Работа по новой теме.

Давайте представим себе страну Языкознание. Из скольких областей она будет состоять?(Рисуем карту и раскрашиваем её).

Представьте себе, что в республике Морфология произошло недоразумение. После землетрясения все части речи перепутались и не могут разобраться, что им делать. Давайте поможем жителям этой республики. Для этого нам надо разложить всё по полочкам. А что обозначает фразеологизм "разложить по полочкам"?

Работа у доски : дети раскладывают части речи на две колонки - слова имеющие лексическое значение и не имеющие его. Делается вывод о том, какие части речи являются самостоятельными, а какие нет, для чего служат служебные части речи.

V. Физкультминутка.

На экране по очереди появляются слова разных частей речи, в зависимости от того самостоятельная или служебная это част речи поднимают руки или разводят их в стороны. Самым последним словом, появившимся на экране, будет слово "МЯУ". Это вводит детей в затруднение. Даётся объяснение понятия "звукоподражательные слова ".

VI. Буквенный диктант. Выписать только название частей речи, встретившихся в стихотворении.

Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту,
Морковку, горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
(Ю.Тувим. Овощной базар)

Проверка выполненной работы.

VII. Занимательная лингвистика.

Что общего между словами капитан и капуста? Кажется ничего.Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.

Данные русской этимологии говорят, что совпадение "кусочка" кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.

Слово капуста произошло от латинского "капут" - "голова" = "кочан, головка капусты". А слово капитан = "голова, начальник".

Лопух и лопата.

Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.

Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.

VII. Готовимся к ЕГЭ.

На парте у каждого ребенка лежит листок с заданием. (Приложение 2)

Задание. Прочитайте предложения

А. Она раздв..гает границы времени и доносит до нас рассказы о труде и г..роизме наших предков.

Б. Книга наш советчик и друг.

В. Труд их сложен но важен и почетен.

Г. Над созданием книг трудят..ся люди разных профессий писатели художники печатники.

- В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

а) А, В, Г, Б. б) Б, Г, В, А. в) Б, А, Г, В. г) В, Г, А, Б.

Вопросы:

1) Что вы знаете о тексте? Перепишите текст.

2) Назовите виды орфограмм и самостоятельно вставьте пропущенные буквы в тексте.

3) Назовите и объясните пунктограммы в предложениях Б,В,Г. Начертите к ним схемы.

VIII. Домашнее задание: доделать задание в тетрадях.