Итоговое занятие "Беседа в музыкальной гостиной" по программе О.П. Радыновой "Музыкальные шедевры"

Разделы: Музыка


Цель урока:

  • воспитание музыкальной культуры ребенка на высокохудожественных произведениях музыкального искусства;

Задачи урока:

  • расширять знания детей о музыке,
  • развивать творческое воображение,
  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности,
  • развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства.

Ход занятия

Звучит “Утро”, Э. Грига. Дети входят в зал.

Муз.рук: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Муз.рук: Я очень рада вашей встречи в “Музыкальной гостиной”. Скажите, с каким настроением вы сегодня ко мне пришли?

Дети: С хорошим, веселым и т. д.

Муз.рук: Да, это видно по вашим лицам. А теперь покажите на лицах грустное настроение.

(Дети изображают настроение мимикой)

Молодцы. Но мне больше нравится, когда у вас улыбки на лицах.

Настроились все на веселый лад,

Спеть песню веселую каждый здесь рад.

Песня “Господин теплый день”, муз. З.Роот.

Муз.рук: А теперь давайте послушаем, как “весело” и “грустно” будет называться на “музыкальном языке”.

(Выходят двое детей “Мажор” и “Минор”, остальные садятся на места)

Мажор:

Друзья! Признаться вам спешу –
Знакомству очень рад!
Меня зовут синьор мажор,
Я лучший друг ребят.
С собой всегда я приношу
Улыбку, шутку, смех.
И если дружишь ты со мной,
То ждет тебя успех!

Минор:

А я зовусь синьор Минор,
И вот, что вам скажу:
Со смехом мне не по пути,
Я грустью дорожу.
Люблю, вздыхая, слезы лить
И предлагаю вам:
Давайте вместе погрустим!
О чем не знаю сам…

Муз.рук: Вот так в музыке определяется настроение. Итак, веселое…?

Дети: Мажор.

Муз.рук: А грустное…?

Дети: Минор.

Муз. рук: Правильно. Особенно важно знание мажорного и минорного ладов тем, кто сочиняет музыку. А это кто?

Дети: Композиторы.

Муз. рук: Правильно. Давайте вспомним некоторых из них по услышанным отрывкам. Сели по удобнее и приготовились слушать музыку.

Музыкальная угадай-ка:

(Дети слушают музыкальные отрывки, называют композитора и название произведения, определяют характер произведения)

  1. А. Хачатурян, “Танец с саблями”;
  2. В.-А.Моцарт, “Маленькая ночная серенада”;
  3. С. Прокофьев, “Фея Весны” из балета “Золушка”;
  4. Э.Григ, “В пещере горного короля”;
  5. С. Сайдашев, “Вальс”;
  6. И.-С. Бах, “Шутка”.

Муз. рук: Молодцы! Произведения и их композиторов вы назвали верно. Определили характер произведения. А теперь подумайте и скажите мне, как передает характер в картине художник?

Дети: С помощью красок, т. е. с помощью их цветовой гаммы.

Муз. рук: Как вы думаете, а характер музыки можно определить цветовой гаммой? Давайте попробуем.

Дидактическая игра “Музыка в цвете”

(Дети слушают новые музыкальные отрывки и выбираю “цвет” по их мнению подходящей к той или иной музыке)

  1. Ф. Яруллин, отрывок из балета “Шурале”;
  2. Вельгельм-Тель, “Марш”;
  3. П.Чайковский, “Вальс цветов” из балета “Щелкунчик”.

Муз .рук: Вот видите, как с помощью цвета можно определить характер музыки. А теперь давайте подумаем и скажем, можно ли передать характер музыки с помощью движения, например, в танце?

Дети: Да.

Муз. рук: Сейчас девочки нам это покажут.

“Вальс с цветами”, музыка П.Чайковского.

Муз. рук: Как старательно девочки передали характер музыки. Движения были плавными, а еще?

Дети: (ответы детей)

Муз. рук: Как красиво и гармонично звучало произведение в исполнении большого симфонического..?

Дети: – оркестра.

Муз. рук: Правильно. А что б оркестр играл слаженно и гармонично, им управляет…?

Дети: Дирижер.

Муз. рук:

Дирижерскую палочку в руки возьму
В оркестре места занять попрошу.

Оркестр: “Вальс– шутка”, Д.Шостаковича.

Муз. рук: Это был у нас какой оркестр?

Дети: Оркестр ударных инструментов.

Муз. рук: Правильно. А группы каких еще инструментов вы знаете?

Дети: Духовые, струнные.

Муз. рук:

Cейчас попробуем мы их узнать.
Чей инструмент заиграет – тот карточку и поднимает.

(Нна столы раскладывают карточки с изображением инструментов)

Инструментальная угадай-ка.

(Ззвучат музыкальные отрывки в грам.записи в исполнении определенных музыкальных инструментов):

Труба, флейта, кларнет, арфа, виолончель, фагот.

Муз. рук:

А теперь сюрприз! Для вас
Скрипка прозвучит сейчас.

“Вальс”, В.-А. Моцарт.

(В исполнении М.Э.Насретдиновой.)

Муз.рук: Вам понравилось “живое” звучание скрипки?

– ДА!

Муз. рук: Мы с вами беседовали о музыке композиторской. А какая музыка еще бывает?

Дети: Народная.

Муз . рук: Правильно. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и спеть р.н. песню “Ой, вставай, вставай, Аленушка…” а исполнять эту песню мы будем без аккомпонимента. Как такое пение называется?

Дети: “a-capella”.

Игра “Ой, вставай, вставай, Аленушка…”

Муз. рук: Есть еще один сюрприз. К нам в гости пришла солистка фольклорной группы “Коляда” Кузьмина Наталья. Она нам покажет народное пение. Встречайте.

“Весенние заклички”, р.н. песня.

Муз. рук: Сегодня мы с вами вспомнили и поговорили о музыке классической и народной. Вся музыка бывает песенной, маршевой или ..?

Дети: Танцевальной.

Муз.Рук: Правильно. Танцевальная музыка это та, под которую танцуют.

Дредно в пары все вставайте
И свой танец начинайте.

“Парный танец”, муз. М. Живцова.

Муз.рук: Вот и подходит к завершению наша музыкальная встреча. В заключении я хочу вам загадать загадку:

“Домик этот странный, очень музыкальный. Кто же в нем живет?
Может быть зайчата или лягушата, или добрый кот?
На пяти линейках, весело и дружно в доме том живут
Дружные ребята.
Скажите, дошколята, как же их зовут?

Дети: НОТЫ!

Муз.рук:

Правильно. Перед вами нотный стан,
Расставьте ноты по местам.

(Дети расставляют ноты)

Муз.рук:

А откроем этот дом
Мы скрипичным ключом.
Что же получилось –
Мы сейчас споем.

(Пропевают мелодию и узнают песню)

Песня “Волшебный ключ”

(Под музыку дети выходят из зала)

Используемая литература:

  1. Радынова О.П., “Музыкальные шедевры”, авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999 г.
  2. Радынова О.П., Музыкальные занятия в детском саду. Конспекты занятий в двенадцати частях. – М., 1999 г.
  3. Радынова О.П., Слушаем музыку, танцуем и играем. Комплект из семи аудиокассет с методическими рекомендациями к программе “Музыкальные шедевры”. М., – 1996 г.
  4. Радынова О.П., Беседы о музыкальных инструментах. Комплект из трех аудиокассет и дидактического альбома к программе “Музыкальные шедевры”. М – 1999 г.