Программа по профессиональному самоопределению подростков 14–16 лет, воспитывающихся в детском доме, "Первые шаги на пути в профессию"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Подростковый возраст – это нелегкий период в жизни любого человека. Он связан, прежде всего с трудностями роста – с поиском своего места в жизни, реализацией своего потенциала. Вот почему важным для подростков является процесс осмысления собственных способностей и интересов в различных видах деятельности. Без самоопределения личности невозможно формирование мировоззрения. В свою очередь, сформированность мировоззрения является основой определённой системы жизненных ценностей личности, без которой очень трудно найти своё место в мире человеческих отношений.

Огромное значение имеет правильный профессиональный выбор для выпускника детского дома. Не всегда данная категория детей, учитывает свои интересы и способности в выборе профессии. Ребята, выпускающиеся из детского дома после 9 класса, чаще всего сталкиваются с проблемой ограничения выбора мест получения интересующей их профессии теми профессиональными учебными заведениями, где предоставляется место для проживания детей-сирот. Сложности у воспитанников детских домов так же вызывает построение своей жизненной перспективы, планирование этапов профессиональной реализации с учетом социальных условий, собственных возможностей и интересов, проявление личностной активности в реализации задуманного. Зачастую формированию подобной пассивной позиции способствует нехватка знаний и себе, своих возможностях, недостаток информации о социально-средовых условиях, несформированные мотивы профессионального самоопределения и отсутствие практических навыков взаимодействия.

Таким образом, возникает необходимость в профессиональной ориентации подростков на этапе их личностного и профессионального самоопределения. Психолого-педагогическая помощь воспитаннику детского дома в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для активизации самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов. Знакомясь со способами самопознания, самоисследования личности, овладевая навыками получения информации о разнообразных профессиях, социальных институтах, возможностях установления социальных контактов, подростки соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определённой профессии. Проводимые практические упражнения и задания для самостоятельного изучения, дают им возможность углубить и закрепить полученные знания и умения, развивается интерес к конкретной профессиональной деятельности, снижают степень тревожности и страхов, связанных с самопредъявлением в социальных контактах, взаимоотношениях.

Цель: активизация личностного резервов на этапе профессионального самоопределения подростков благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающей действительности.

Задачи:

  • Познакомить детей с различными видами профессий с их основными характеристиками и классификацией.
  • Выявить интересы и способности к различным профессиям.
  • Помочь воспитанникам в соотнесении своих возможностей и выбора с требованиями конкретных профессий.
  • Способствовать формированию самостоятельности и активности в построении профессионального плана у детей-сирот на основе реального восприятия социальной действительности и собственных возможностей.

Организация занятий.

Программа разработана для занятий с учащимися 8-9 классов, воспитывающимися в детском доме. Численный состав группы 6-9 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность одной встречи 2 учебных часа (по 30 минут астрономического времени). Срок реализации программы: 18 часов – 8 класс, 18 часов – 9 класс.

Предполагаемый результат реализации программы: актуализация процессов профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе и о мире профессий, расширение границ восприятия самого себя и окружающего мира.

Результативность программы фиксируется с учетом следующих критериев: когнитивного, мотивационно-потребностного и деятельностно-практического.

Показатели результативности 1 год (8 класс)

Когнитивный: владение знаниями о содержании труда в профессии; ориентировка в знании своих интересов и возможностей; понимание значения и необходимости учебы для освоения профессией.

Мотивационно-потребностный: наличие интереса к процессу труда, осознание необходимости участия в труде для построения своей жизни и активного участия в жизни общества.

Деятельностно-практический : проявление самостоятельности и активности в процессе целеполагания; исполнения, контроля и оценки хода работы; оценки результатов труда.

Показатели результативности 2 год (9 класс):

Когнитивный: знание состояния своего здоровья и требований к профессии, знание своих профессиональных интересов и склонностей, возможностей их реализации на разных жизненных этапах; полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья; знания о различных социальных институтах в городе, стране, оказывающих помощь и поддержку на этапе выбора, овладения профессией и дальнейшей профессиональной реализации.

Мотивационно-потребностный: мотивы выбора профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей с желаниями, востребованностью профессии в обществе. Осознание необходимости иметь личный профессиональный план и проявление собственной активности для его реализации с учетом реальных социальных условий (мотивация на достижение).

Деятельностно-практический: проявление самостоятельности и творческих возможностей в реализации заданий практической направленности; активная включенность в планирование своего профессионального плана; овладение навыками коммуникации, необходимыми для установления социальных контактов, необходимых для реализации плана.

Методические рекомендации:

Поставленные цели и задачи реализуются через:

упражнения, связанные с основной тематикой занятия

беседы, диспуты, в ходе которых воспитанники восполняют для себя пробелы в знаниях, учатся обозначать свою собственную позицию по тому или иному вопросу, включаются в обсуждение трудностей выбора профессии , совместными усилиями ищут пути их преодоления;

практические задания (тесты, анкеты, опросники, проективные методики и др.), в ходе которых подростки получают информацию о себе, о взаимоотношениях с другими людьми;

ролевые игры, в ходе которых учащиеся имеют возможность проверить на практике эффективность различных моделей поведения, бесконфликтного общения, отработать навыки принятия решения.

Подведение итогов самостоятельной работы, осуществляемой вне занятия.

Программа включает в себя:

Занятия, направленные на расширение представлений о себе, о своих интересах, возможностях;

Занятия, направленные на ознакомление с миром профессий, с профессиональными требованиями и общественной востребованностью того или иного труда;

Занятия, направленные на формирование умения планировать образ будущего профессионала, осознание собственной иерархии ценностей, моделирование профессиональной перспективы подростка.

Занятия, направленные на формирование навыков социального взаимодействия в процессе реализации собственного профессионального плана.

Так же реализация программы предусматривает включение подростков в процесс самостоятельного исследования в предлагаемых областях, например: исследование востребованности профессии на рынке труда с обращением к различным источникам(интернет, общение с родственниками, изучение справочной литературы, обращение за разъяснениями к социальным педагогам учреждения или специалистам Центра Занятости)

Содержание

1 год реализации программы:

1. Тема: Введение в программу – 1 час

Обозначение целей курса, уточнение целей участников, прояснение трудностей в данной области.

2. Тема: Каким я вижу свое профессиональное будущее -1 час

Диагностика представлений о будущем, выявление уровня ответственности за собственное профессиональное самоопределение. Рассказ «Один день из жизни профессионала»

3. Тема: Разнообразие в реальном мире профессий – 4 часа

Информирование о разных профессиях. Актуализация знаний подростков о профессиях («Покажи профессию»; «Самая, самая»; «Профессионал и его инструменты», работа со слайдами: классификация профессий; «Профессия моей меты».

4. Знакомство с профессиограммой – 2 часа

Информирование о понятии профессиограммы и особенностях их построения. Обсуждение чего не хватает на данном этапе для построения собственной профессиограммы будущей профессии, что является опорой.

5. Тема: Особенности личности и ее профессиональный выбор – 2 часа

Тестирование и обсуждение результатов.

6. Тема: Ролевая игра «Разговор с профессионалом» – 1 час

Обсуждение требований к личности профессионала. Личность и профессиональные качества. Конфликтность и высокая результативность в профессии: за-против.

7. Тема: Мои интересы и склонности в выборе профессии– 1 час

Тестирование и обсуждение результатов.

8. Тема: Аукцион профессий -1 час

Проводится на основе самостоятельной подготовки воспитанников в поиске интересующей информации по профессиям. Мини-самопрезентации.

9. Тема: Этапы овладения профессией– 2 часа

Овладение начальными профессиональными навыками, овладение мастерством, профессиональная переподготовка, повышение образовательного уровня.

10. Тема: Куда пойти учиться?– 1 час

Работа со справочным материалом , обучение формирования запроса в интернете.

11. Тема: Пресс-конференция для выпускников будущего года – 1 час

Презентация образовательных услуг с приглашением выпускников детского дома и представителей образовательных учреждений либо подготовка ролевой игры самими воспитанниками.

12. Тема: Каким я вижу себя в профессии сегодня -1 час

Подведение итогов, соотнесение поставленной цели и полученного результата.

2-й год реализации программы:

1. Тема: Исследование личностных особенностей и особенностей здоровья – 2 часа

Тестирование и обсуждение результатов.

2. Тема: Профессиональный образ – 1 час

Рисование по представлению, уточнение, что включает в себя профессиональный образ, реальный и идеальный(фантастический образ) в чем отличия?

3. Тема: Ролевая игра « Встречи с профессионалами» – 6 часов

Актуализация представлений о профессиях «человек-человек», человек-художественный образ», «человек-техника», формирование навыков самопрезентации. Самостоятельная подготовка в группе и презентация профессионалов в разных областях.

4. Тема: Составление портфолио -1 час

Обсуждение достижений за прошедший период жизни, закрепление мотивации на достижение результата при построении перспективы в будущее.

5. Тема: Построение образовательной перспективы – 1 час

Рассматривание вариантов: получение двух профессий, повышение квалификации в процессе овладения одной профессией.

6. Тема: Современный рынок труда. Востребованность профессии– 2 часа

7. Тема: Деловая игра «На бирже. Встреча со специалистом» – 1 час

Формирование навыков взаимодействия с целью прояснения интересующего вопроса. Разбор конфликтных ситуаций.

8. Тема: Возможности профессионального роста в Новокузнецке по различным профессиям – 1 час

9. Тема: Беседа «Жизнь одна, а профессия?» – 1 час

10. Тема: Построение профессионального плана – 2 часа

Обобщение, подведение итогов работы.

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. С. 19 – 44.
  2. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
  3. Анцыферова Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности // Вопр. психол. 1978. № 1. С. 37 – 50.
  4. Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование // Психологические исследования социального развития личности / Отв. ред. И.А. Джидарьян. – М., 1991. С. 5 – 38.
  5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
  6. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры // Избр. психол. труды / Под ред. М.Г. Ярошевского. – М., 1996.
  7. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н / Д., 2004.
  8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979.
  9. Твоя профессиональная карьера: Методика преподавания курса. / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М., 1998.
  10. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.
  11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М., 1992.
  12. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
  13. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М., 1996.
  15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков. – М., 2000.
  16. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9 – 11 классы). / Под науч. ред. Л.А. Обуховой. – М., 2005.
  17. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М., 2001.