Воспитательная система школы "Творческий мир воспитания"

Разделы: Внеклассная работа


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

«Истинное воспитание не что-то налагаемое из вне,
а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый
человек появляется на свет».
Джон Дьюи «Школы Будущего»

Детская память уносит с собой во взрослую жизнь не только знания по учебным предметам, но и облик школы, учителей одноклассников, забывается многое, но образы детства остаются в памяти. В силу этого значимость имиджа школы, педагогического коллектива трудно переоценить.

Имидж школы нужен, прежде всего, для успеха!

Еще совсем недавно школа была школой обучения знаниям, умениям и навыкам. Теперь все осознают приоритетную роль развития личности. А обучение знаниям и умениям становится основной частью воспитания и образования человека.

Ни одно учебное заведение, на сегодняшний день, не может заявлять о себе, как о современном, стремившемся строить «Школу будущего», если ограничится лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способность самостоятельно мыслить и принимать решение, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если не научим детей ценить и развивать свою уникальную личность, уважать и принимать неповторимость личности другого.

Неповторимый облик школы, или ее имидж складывается из множества компонентов. Отдавая в школу ребенка, каждый родитель выбирает школу по каким-то критериям: по личности первого учителя, по направленности (спецшкола), близости к дому. Не каждой школе повезло быть английской, немецкой, математической и т.д. – большинство это просто ГОУ СОШ.

В наше время улучшение качества образованию – является приоритетом для государства. Об этом свидетельствуют Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Городская целевая программа развития образования «Столичное образование–5», которые в свою очередь подчеркивают, что в становлении Школы Будущего, прежде всего, важно воспитание.

Создать свою систему воспитания в школе трудно, но возможно.

2. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГОУ СОШ № 236.

Проект «Наша школа – Школа Будущего»

Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Немаловажна также роль социума, в котором находится образовательное учреждение. В процессе построения воспитательной работы мы исходили из их взаимодействия для достижения максимального эффекта процесса воспитания.

(Приложение № 1 – Связь школы № 236 и социума Дмитровского района)

Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности и патриотизма, владение культурой своего народа и толерантное отношение к другим, стремление к самосовершенствованию – вот ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив, и которые составляют основу воспитательной системы.

Цели и задачи воспитательной системы ГОУ СОШ №236

Цель воспитательной системы школы: объединить все имеющие ресурсы школы в интересах учащегося, для его развития, как личности.

Задачи:

  • организация единого воспитательного пространства разумно сочетающего внешние и внутренние условия воспитания учащихся;
  • развитие самоуправления школьников, предоставление им реальной возможности участия в управлении образовательным учреждением;
  • содействие в формировании сознательного отношения учащихся к своему здоровью, а также жизни и здоровью окружающих людей;
  • вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
  • совершенствование методического и практического мастерства педагога, способного компетентно заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.
  • оценка качества воспитательной системы и координация ее дальнейшего развития.

Вместе с тем цели воспитательной системы для различных социальных общностей свои:

Для классного руководителя:

  • управление процессом развития личности;
  • формирование взаимоотношении коллектив и личность;

Для учащихся:

  • формирование коммуникативных навыков;
  • самореализация;
  • формирование собственного – Я;

Для родителей: формирование совместно со школой личности ребенка значимой и социально адаптированной и востребованной в социуме:

Для школы: объединение всех социальных слоев общностей школы в процессе реализации воспитательной системы

Этапы реализации воспитательной системы

1 этап – проектный- 2010-2011гг.

Диагностика и мониторинг состояния воспитанности школы;

  • разработка модели воспитательной системы, ее теоретическая концепция;
  • формирование коллектива педагогов;
  • отбор ведущих воспитательных задач;
  • формирование стиля отношений между всеми участниками воспитательного процесса;
  • решение проблем материально-технического и нормативно-методического обеспечения.

2 этап – практический 2011-2012гг.

  • развитие педагогического и ученического коллективов;
  • отработка наиболее эффективных воспитательных технологий;
  • повышение профессионального мастерства и творческого роста участников воспитательного процесса всех категорий.

3 этап – окончательное формирование системы – 2012-2013гг.

  • создание школьного коллектива единомышленников: учителя, учащиеся администрация, родители и рабочие школы;
  • все имеющиеся ресурсы школы направлены на развитие личности учащегося школы;
  • воспитательная система школы и социум активно и творчески взаимодействуют между собой.

4 этап – обновление воспитательной системы- 2013-2014гг.

  • обобщение опыта работы педагогического и ученического коллективов по построению воспитательной системы, определение перспектив и путей дальнейшего развития воспитания;
  • определение актуальности и нужности системы воспитания на данном этапе
  • дополнение новых элементов в воспитательную систему, соответственно времени;

Под содержанием воспитательной системы школы № 236 понимается совокупность разнообразных средств, форм и методов воспитания, направленных на формирование личности учащихся.

Элементами организации, которые осуществляют жизнедеятельность воспитательной системы школы, являются: разработка, составление и утверждение планов воспитательной работы классных коллективов, их выполнения и контроль выполнения.

Объектом, субъектом, предметом воздействия и результатом деятельности ГОУ СОШ № 236 является личность выпускника, формирующаяся и развивающаяся в условиях школьного и внешкольного пространства.

(Приложение № 2 - Модель выпускника школы №236)

Основным механизмом воспитания является собственная активность личности, включенная в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.

Источниками активности являются его потребности. Они образуют основное содержание мотивов поведения ребенка, внутреннюю программу его саморазвития. К ним можно отнести:

  • потребность быть здоровым;
  • потребность быть личностью;
  • потребность в творческой самореализации;
  • потребность в радости, положительных эмоциях, счастье.

Средствами воспитания выступают слово, книга, дело и живые человеческие отношения. Слово учителя – ничем незаменимый инструмент воздействия на душу ребенка. Искусство воспитания включает воздействие на личность, через живое слово, через школьные и классные коллективно-творческие дела, где каждый ученик чувствует себя комфортно, деятельность приносит эмоциональное удовлетворение.

(Приложение № 3 – Школьные коллективно-творческие дела)

Принципы воспитания.

1.Принцип созидания:

  • дайте возможность ребенку творить;
  • пусть он сам выбирает себе творческое дело, по душе;
  • направляйте, а не заставляйте.

2.Принцип доверия:

  • добровольность выбора той или иной деятельности;
  • дайте возможность доказать ему свои способности;
  • считайтесь с мнением ученика;
  • старайтесь, чтобы и вам, и детям хотелось быть вместе.

3.Принцип взаимоуважения:

  • опирайтесь на активную жизненную позицию ребенка, его самостоятельность, его инициативу;
  • будьте добрыми сами и призывайте ребенка к добру;
  • постарайтесь в ребенке увидеть личность, даже если вам не нравятся его жизненные ориентиры.

4.Принцип сотрудничества:

  • ребенок должен ощущать сопричастность к успехам и неудачам коллектива (класса, школы);
  • помогайте друг другу;
  • равнодушие рождает равнодушие.

5.Принцип открытости:

Основные направления воспитательной системы ГОУ СОШ №236:

  • Толерантность – основа взаимоотношений в школьном коллективе.
  • Я – патриот своей страны.
  • Здоровый образ жизни.
  • Права и обязанности ученика.
  • Мое творческое Я – художественно-эстетическое воспитание и его роль в духовном развитии учащихся.
  • Ученик и политика
  • Реализация своего «Я» в жизни школы – участие в самоуправлении и детских движениях.
  • Проектная деятельность.
  • Ученик и СМИ
  • Наши родители.
  • Экспериментальная работа.
  • Мониторинг и диагностика.
  • Мастерство классного руководителя.

Организационные ценности школы №236

  • Учителя, администрация, обслуживающий персонал и ученики школы – это единое целое;
  • Весь коллектив школы и ученики получают выгоду от ее успеха;
  • События, мероприятия, происходящие в школе, понятны каждому;
  • Каждый ЧЕЛОВЕК в школе заслуживает уважения;
  • Главная забота руководителя – совершенствование мастерства сотрудников школы;
  • Главный принцип – честность во всем.

Условия реализации воспитательной системы:

  • Кадровое обеспечение.
  • Программно-методическое обеспечение.
  • Материальное обеспечение.
  • Информационное обеспечение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Известно, что воспитательная система, как инновация, имеет определенные этапы своего развития:

  • возникновение;
  • интенсивность;
  • стабилизация;
  • эффективность;
  • утрата эффективности.

Очень важно правильно оценить момент наступления процесса утраты эффективности, он может наступить и после стабилизации. Для этого необходимо своевременно и объективно проводить диагностику. И на этом этапе огромная ответственность ложится на руководителя (администратора). Ему необходимо конструктивно оценить выполнения и возможно сказать «достаточно». Проект «Наша новая школа» требует от руководителя уметь проводить анализ, прогнозировать и определять перспективы развития образовательного учреждения. Кроме того, он должен помнить о том, что базовых факторов недостаточно для мотивации успеха.

По теории Херцберга

Базовые факторы

Мотивационные факторы

 Рабочие условия;
Зарплата;
Личная жизнь;
Отношение к работе;
Безопасность;
Статус.

Ответственность;
Самореализация;
Профессиональный рост;
Признание.

Воспитание человека – это огромная ответственность. Каким вырастит Человек, во многом зависит от Воспитателя. Мудрый Песталоцци, более двух с половиной веков назад, сказал: «Воспитание и только воспитание – цель школы».

Школа Будущего – это школа Воспитания!

Приложение 4