Использование средств ТРИЗ-технологии на уроках литературного чтения. 4-й класс

Разделы: Литература, Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 4


Цели: Формировать полноценное восприятие художественного произведения.

Формировать УУД:

  1. Познавательные – формулировка проблемы, структурирование знаний, смысловое чтение, моделирование, рефлексия знаний.
  2. Регулятивные – принятие и сохранение учебной задачи, оценка правильности выполнения действий, осуществление контроля за своей деятельностью.
  3. Коммуникативные – умение выражать свои мысли, умение работать в группе.
  4. Личностные – способность к самооценке, интерес к общим способам решения задач.

Ход урока

1. Организационный момент.

Организация рабочего места.

Установка на совместную деятельность.

2. Актуализация знаний.

У. Вы спросите: «Кто автор?». Я отвечу: «Бывает народной и авторской».

Вы спросите: «Какой она бывает?». Я отвечу: «Волшебной, бытовой и о животных».

Вы спросите: «Какие выразительные средства в ней используются?». Я отвечу: «Повторы, сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения».

Вы спросите: «Кто могут быть её героями?». Я отвечу: «Люди, звери, растения и даже обыкновенные предметы».

Что это?

Д. Это сказка.

У. Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

3. Ознакомительное чтение сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

Сказка читается детьми вслух «по цепочке».

4. Работа со сказкой.

У. Эта сказка о ком?

Д. О лягушке, которая хотела путешествовать

Д. Об утках, которые хотели помочь лягушке улететь на юг.

И т. д.

У. Эта сказка о чём?

Д. О болоте, в котором жила лягушка, о путешествии лягушки, ...

У. Вы много дали ответов всего на два моих вопроса. В конце урока мы с вами вернёмся к этим двум вопросам и попробуем ещё раз на них ответить.

У. Без кого или без чего не было бы этого произведения?

Д. Без лягушки.

Без болота.

Без коряги, на которой сидела лягушка.

Без уток.

Без сучка, с которого шлёпнулась лягушка.

Без прутика.

Без сообразительности лягушки.

Без желания лягушки отправиться в путешествие.

Без гордости лягушки.

Без полей, лугов, рек и гор, которые проносились под лягушкой во время полёта.

Без хвастовства лягушки.

И т. д.

У. Давайте представим сказку в виде цепочки событий. Если бы..., то...

Д. Если бы уткам не надо было покушать, то они не спустились бы в болото.

Если бы они не спустились в болото, то лягушка не заинтересовалась бы, куда они летят.

Если бы лягушка не была такой любопытной, то она не высунула бы из-под коряги свою голову.

Если бы лягушка не была такой смелой, то она не вступила бы в разговор с утками.

Если бы лягушка не была такой толстой, то утки непременно бы её съели.

Если бы утки не рассказали лягушке о юге, то она не пришла бы в такой восторг, и не захотела бы туда отправиться.

...

Если бы лягушка не была хвастлива, то она долетела бы вероятно до юга.

Если бы лягушка не упала в болото, то она не смогла бы столько нафантазировать про своё путешествие.

...

У. Какая проблема возникла у лягушки в начале сказки?

Д. Она хотела на юг, но не могла летать как утки.

У. Как решается лягушкой эта проблема?

Д. Она придумывает способ перелёта. Утки соглашаются нести лягушку, держа в клювах прутик.

У. С каким противоречием сталкивается лягушка во время полёта?

Д. Если лягушка не будет квакать, то

Если лягушка будет квакать, то

У. Каков идеальный конечный результат в решении этого противоречия?

Д. Лягушка сама не упадёт, и все узнают о её выдумке. Нужно сделать так, чтобы можно было и квакать, и за прутик держаться.

У. Как решить такое противоречие? Что посоветовать лягушке, чтобы её путешествие так быстро не оборвалось?

Д. У лягушки есть лапки. Наш совет: держаться за прутик лапками. Тогда можно будет и квакать, и держаться за прутик одновременно.

...

У. Какое человеческое качество высмеивает автор в поведении лягушки?

Д. Лягушка очень хвастлива, значит хвастовство.

У. С помощью какого выразительного средства он это делает?

Д. ... ?

У. Вспомните басни. Авторы басен тоже высмеивали человеческие пороки. Как они это делали?

Д. В баснях высмеивают с помощью аллегории.

У. В. М. Гаршин тоже использует этот приём. Кроме того, в этой сказке мы видим ещё один приём, который есть в баснях.

Д. Ирония?...

У. Да, это ирония. Найдите в тексте сказки предложения, в которых автор говорит о лягушке с иронией.

Д. (чтение предложений)

У. Судя по поступкам, что вы можете сказать о лягушке? Какая она? Приведите примеры из текста.

Д. Умная, сообразительная, хвастливая, нескромная, фантазёрка, хорошая рассказчица, ... (каждое свойство характера подтверждается словами из текста)

У. А теперь вернёмся к тем вопросам, которые прозвучали сразу после прочтения сказки. Эта сказка о ком? Эта сказка о чём?

Д. Эта сказка об умной, но хвастливой лягушке.

Эта сказка об одном из человеческих пороках – хвастовстве.

5. Групповая работа. Рисование интеллект-карты.

У. А сейчас я предлагаю Вам объединиться в группы по 4 человека и нарисовать интеллект-карту героя сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница» – лягушки. В чём нам поможет эта карта?

Д. Мы сможем использовать эту карту при составлении рассказа о лягушке.

У. Вспомните правила работы в группе и приступайте к работе.

6. Итог урока.

У. Что на уроке вам понравилось больше всего?

Что для вас явилось открытием?

Где в уроке вы были успешнее?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Как бы вы оценили работу своей группы?

7. Домашнее задание.

  1. Подготовить рассказ о лягушке.
  2. Подготовить рассказ о путешествии от имени лягушки.

Приложение. Примеры интеллект-карт, сделанных детьми на уроке.