Игра на уроках в начальных классах

Разделы: Начальная школа


“Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности”.
В.А Сухомлинский.

Труд детей начальных классов должен быть радостным, а уроки – интересными. На первых порах самостоятельная мысль мелькнет , как искорка, вначале несмелая, неуверенная. От первой маленькой искорки самостоятельной мысли до потребности думать, мыслить, рассуждать дети проходят немалый путь. И скорость прохождения этого пути у каждого школьника разная.

Поэтому самая главная задача педагога – не упустить этот момент. Необходимо создавать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало.

Игра – это одно из средств умственного и нравственного воспитания детей.

Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит в игре. С приходом ребенка в школу изменяется его социальная позиция, игровая деятельность превращается в учебную. Именно в начальной школе необходимо заложить основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого, учебная деятельность ребенка должна быть пронизана игровыми моментами.

Игра это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Поэтому учение должно быть организовано как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной ребятами, является игра. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в решении определенных учебных и воспитательных задач. Еще К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся.

В результате систематического использования игры у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение и анализ. При помощи умело построенной игры, мы можем добиться усвоения и закрепления знаний учащихся.

Игра содержит два элемента: познавательный и игровой. Очень важно, чтобы ни один из них не был упущен, иначе эффективность может быть сведена к нулю. Игра должна быть динамичной, поэтому не допустимы пространные объяснения и общие замечания дисциплинарного порядка.

Одни игры помогают формировать и отрабатывать у учащихся навыки контроля и самоконтроля.

Другие, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

В игре легче осуществить индивидуально-дифференцированный подход к ученикам. Есть дети, которые боятся выходить к доске, робеют, не уверены в своих знаниях, но играть, как и все, очень любят.

Играя, ребенок познает мир и взаимоотношения между людьми, реализуют творческие способности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления ребенка. Он учится действовать в соответствии с правилами. Игра развивает воображение и фантазию, творческие способности малышей. Она реализует отношения между детьми, развивает их чувства, укрепляют их волю.

На современном уроке действия учителя направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся, например, сюжетные игры, реализуемые на учебном материале.

“Буратино принес вам задание и просит помочь”, игры “Магазин”, “Поймай рыбку”, “Составляем букет”. На основе внешней занимательности осуществляем переход к учебным заданиям. Ненавязчивость, используемые наглядности и игровая форма задания побуждает к развитию мышления и внимания . Однако сюжет в игре надо использовать в меру. Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра то есть учебное задание.

Не следует приучать детей к тому , чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев. Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: веселые шутки минутки, игры – путешествия.

В игре должна быть незавершенность сюжета, обеспечивающая легкий переход от заинтересованности в игре к заинтересованности в выполнении учебных заданий. По мере овладения учащимися навыками учения, игры занимательного типа теряют свою ведущую роль.

Становится возможным реализовать игру на предмете целостного учебного процесса, т.е. занимательность превращается в дидактический прием, осуществляется переход к более символическим формам. Например, такие игры, как “Догони число и вернись обратно”, “

Заселяем дом”, “Молчанка”, “Забей гол”, “ Найди свою пару” применяем на уроке математики.

На уроках русской грамоты использую такие игры : “Буква заблудилась”, “Тим-Том”, “Живые слоги”, “Живые слова”, “Кто больше”.

А эти универсальные игры, которые можно использовать на любых уроках: “День и ночь”, “Знакомство”, “Проверяем Незнайку”, “ Теремок”.

Я играю с учащимися не ради игры, а для того , чтобы пробудить у всех огонек пытливости и любознательности. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют для себя большое число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают числа, решают задачи, учатся грамотно писать, сочинять.

Таким образом, игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале , постоянно поддерживая , сохраняя положительное отношение к заданию которое заложено в содержании игры.

Использование игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующую в процессе личность с присущими ей психическими особенностями. Игра на уроке является хорошим средством, стимулирующим деятельность учащихся. Она не только активизирует мыслительную деятельность детей , повышает их работоспособность, но и создает условия для воспитания у них лучших человеческих качеств: чувство коллективизма и взаимовыручки.