Конспект интегрированного занятия (логопедия + психология) по теме "Жизнь замечательных животных" с обучающимися 4-го класса с акустико-артикулярной дисграфией, обусловленной ОНР 4-го уровня

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия


Цели

Образовательные:

  • закрепить навыки дифференциации парных согласных на письме и на слух;
  • обогащать активный словарный запас; развивать функции словообразования;
  • расширить сведения о животном мире;

Коррекционно-развивающие:

  • совершенствовать зрительный гнозис и мнезис;
  • развивать мелкую и общую моторику, пространственную ориентировку;
  • совершенствовать слуховую память, внимание, вербально-логическое мышление;
  • способствовать формированию длительных речевых высказываний обучающихся - логопатов;
  • формировать навыки межличностного взаимодействия;
  • корректировать эмоционально-волевую сферу;

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе, животному миру.

Оборудование:

  • Мультимедийный видеопроектор, схема "болото", карточки с парными согласными, аудиозапись, шапочки с изображением животных.

Подготовительный этап

Дети заучивают научный текст и басню "Квартет" по ролям, объем и содержание текста подбирается с учетом индивидуально-типологических особенностей воспитанников.

Тайга - самая большая по площади зона России. Располагается в северной влажной географической зоне. Хвойные деревья составляют там основу растительной жизни. Для этой зоны характерны болота.

Смешанный лес - Состоит их хвойных и лиственных лесов. Смешанные леса отличаются тёплым летом и холодной, долгой зимой. Это одна из наиболее распространённых климатических зон в России.

Крайний север - часть территории России, расположенная к северу от Полярного круга. Климат очень суровый. Территория Крайнего Севера - это тундра и лесотундра.

Саванна - регион с сухим климатом. Там растут травы, кустарники и деревья. Кустарники разрастаются в саваннах большими зарослями. Деревья в саванне низкорослые.

Степь - климат там очень жаркий и засушливый летом. Зима там всегда малоснежная, с сильными позёмками и метелями, трескучими морозами.

Пустыня - природная зона с равнинной поверхностью, климат сухой, осадки редкие. Днем температура очень высокая, ночью температура гораздо ниже. В пустынях растут в основном колючие кустарники.

Ход занятия

I Организационный момент

Приветствие: дети стоят в кругу и приветствуют друг друга приветливыми словами (психолог).

Логопед:  на доске написаны в определенной последовательности буквы, зачеркните каждую третью букву. Прочитайте, что получилось? ("Жизнь замечательных животных"). Молодцы. Это название сегодняшней темы занятия. Мы отправляемся в путешествие, где нас ждут приключения, встречи с разными животными, различные препятствия.

На нашем пути встретятся станции: <Рисунок 1>

  • туристическая
  • творческая
  • интеллектуальная

(на экране появляется карта пути)

 Закрепление изученного материала

А вот и первое препятствие на нашем пути. Топкое болото.

1-й вид работ - игра на внимание "Болото"

Психолог: ребята перед вами болото, эти клеточки являются либо кочкой, либо топью, вам нужно найти кочки и по ним преодолеть это болото. (На полу разлинованное поле из квадратов 4/4, у психолога схема этого поля, где обозначены "кочки", первый ребенок выбирает квадрат в первом ряду и встает на него, если это "кочка", то он имеет право сделать еще один шаг, так до того момента, пока он не "провалится" или пройдет болото. Остальные дети должны внимательно следить и запоминать, какие квадраты являются "кочками", подсказывать и разговаривать нельзя).

Логопед:Молодцы - вы справились с этим препятствием. Разместите буквы, найденные на кочках на доске. Что вы можете сказать? - (это парные согласные). Они в слове могут занимать разные позиции, частенько дети забывают проверить правильность их написания и вот в последней работе были допущены ошибки, что и вызвало необходимость повторить их правописание.

2-й вид работ - станция "Творческая"

Инсценировка басни Крылова И.А. "Квартет"

Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. -
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдёт.
"Постойте ж, я сыскал секрет? -
Кричит Осёл, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей, -
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь".

Психолог:

- ребята, что помешало животным сыграть мелодию?

- какая мораль этой басни?

3-й вид работ - станция "Интеллектуальная"

"Кто где живет?" <Рисунок 2>

На экране представлена таблица, где перечислены животные, их место обитания и предпочитаемая пища, задача детей соединить линиями животное, его место обитания и его пищу.

Затем дети рассказывают ранее заученный научный текст о характеристике мест обитания этих животных.

 III Тренировочные упражнения

1-й вид работ. Игра "Узнай меня"

Инструкция психолога. Водящий загадывает какое-нибудь животное, задача детей - угадать кого он загадал. Задавая вопросы о его месте обитания, предпочитаемой пище, внешних характеристиках и т.д.

Примерные вопросы:

  1. Где это животное живет?
  2. Это хищник или травоядное животное?
  3. Какого оно размера?
  4. Какого оно окраса?

2-й вид работ "Вставь букву в слова"

На экране появляются слова с пропущенными буквами, задача детей, при помощи клавиатуры вставить нужную букву и объяснить свой выбор.

Ш - Ж

марты.ка

.ираф

ё.

Г - К

.ро.одил

вол.

ти.р

П - Б

ка.ан

зу.р

.уйвол

медве.ь

гепар.

кро.

IV Итоги занятия. Выводы

Дети делятся своими впечатлениями о занятии.

Прощание: Дети встают в круг, протягивают по очереди в центр правую руку ладонью вниз, складывая ладони одну на другую, затем также левую. На счет "три", поднимают руки и хлопают в ладоши.

Домашнее задание

Выделите и заштрихуйте животных из наложенных изображений.