Программа элективного курса "Лингвокультурологические основы башкирского языка"

Разделы: Иностранные языки


Башкирский, как и другие языки, будучи явлением, соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа через словарный состав и фразеологию, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. На основе этого можно сделать вывод о том, что изучение родного языка возможно только в тесной связи с историей и культурой. При изучении башкирского языка необходимо учитывать идею динамичности языка, углубление в этимологию, а также и то, что словарный состав является компонентом национальной культуры.

Пояснительная записка.

Актуальность лингвокультурологической проблемы языка возрастает в связи с тем, что в основе современной концепции преподавания башкирского языка лежит единство языка и культуры, их взаимосвязь, изучение языка как духовного богатства и историко-культурного явления. Язык не только неотъемлемая часть национальной культуры каждого народа и духовное наследие для последующих поколений, но еще и один из главных факторов, оказывающих влияние на дальнейшее развитие национальной культуры.

Необходимость введения этого курса обусловлена требованием времени, когда язык перестает быть "безжизненной" лексико-грамматической формой, а становится способом самовыражения человека, средством его самореализации.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что башкирский язык, будучи явлением, соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа при помощи словарного состава и фразеологии, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. Из этого следует, что необходимо изучать родной язык в тесной связи с историей и культурой народа.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как башкирский язык, культура и история Башкортостана.

Спецкурс рассчитан и рекомендован обучающимся 8-х классов.

Целью курса является формирование и развитие учащихся как языковой личности.

Задачи:

  • Осознание языка как феномена культуры, культурно - исторической среды, включающей в себя историю, культуру, обычаи народа.
  • Овладение культурой общения или речевой культурой; выработка языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции обучаемых, т. е. овладение системой языка, правилами его функционирования.
  • Восприятие эстетической функции языка как средства создания художественной литературы как искусства слова посредством лингвокультурологического анализа текстов.

В результате прохождения программного материала обучающийся должен иметь представление о:

  • Лексике
  • Фразеологии
  • Этимологии
  • Стилистике

Знать: Башкирское устное народное творчество

Уметь: Анализировать прозаические, драматические тексты.

Для развития у ребенка способности к языку, общению недостаточно только объяснение системы языка. Здесь важно не столько изучение правил, сколько развитие речи, сквозь призму родного языка.

В связи с поставленными целями и задачами в программу элективного курса включены следующие разделы:

  1. Башкирское устное народное творчество
  2. Лексика
  3. Фразеология
  4. Этимология
  5. Стилистика

Календарно-тематическое планирование элективного курса

№ п/п Тема урока Количество часов Примечания
1 Понятие о языковой картине мира 1 Вводная лекция
2 Башкирское устное народное творчество 1 Создание презентаций
3 Эпос 1  
4 Кубаиры 1 Конкурс чтецов
5 Песни 1  
6 Легенды 1  
7 Паремиологический фонд языка - пословицы и поговорки. 1 Викторина
8 Лингвокультурологический аспект загадок 1 Составление лингвокультурологического словарика загадок
9 Метафора как способ представления культуры 1  
 

10

11

12

Сравнения:

Устойчивые сравнения

Поэтические сравнения

Сравнения - метафоры

 

3

 
13 Фразеология 1 Подбор материалов для фразеологической игры
14 Безэквивалентные языковые единицы 1  
15 Мифологизированные языковые единицы 1  
16 Архетипы и мифологемы 1  
17 Обряды, поверья, обычаи 1  
18 Эталоны 1  
19 Стереотипы 1  
20 Символы 1  
21 Этимология 1  
22 Речевое поведение 1  
23 Речевой этикет 1  
24 Формы обращения в башкирском языке, выражающие родственные отношения 1 Постановка сказки
25 Стилистический уклад языка 1  
26 Литературный язык 1  
27 Диалекты и говоры 1 Составление словарика
28 Просторечие 1  
29 Арго 1  
30 Стилистические приемы 1  
31 Анализ прозаических произведений 1  
32 Анализ поэтических произведений 1  
33 Анализ драматических произведений 1  
34 Искусство 1  

Для элективного курса имеются подборки материалов по различным темам. Обучающиеся могут представить свои исследовательские материалы на конференциях различного уровня. В частности, дети могут принимать активное участие на научно-практических конференциях, проводимых как в городе, так и республике.

Язык - не только неотъемлемая часть национальной культуры каждого народа и духовное наследие для последующих поколений, он также является фактором, оказывающим влияние на дальнейшее развитие национальной культуры. В основе новой концепции преподавания башкирского языка должно быть единство языка и культуры, их взаимосвязь, изучение языка как духовное богатство и историко - культурное явление. Сторонники лингвокультурного метода твердо уверены, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и учащиеся ставят целью овладеть лишь "безжизненными" лексико - грамматичекими формами. " Личность - это продукт культуры". Язык - тоже. Классики, в частности, Ожегов, понимали язык как "орудие общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе". Даль относился к языку проще - как к "совокупности всех слов народа и верному их сочетанию, для передачи мыслей своих". Что же делает речь "человеческой"? Сегодня язык - "не только словарный запас, но и способ человека выражать себя". Он служит для целей коммуникации и способен выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире". Язык идет рука об руку с культурой части страны, области, то есть идеями, обычаями определенной группы людей, общества. Лингвокультурологическая методика базируется на следующей аксиоме:

"В основе языковых структур лежат структуры социокультурные". Мы понимаем мир посредством мышления в определенном культурном поле и пользуемся языком для выражения своих впечатлений, мнений, эмоций, восприятия. Поэтому каждый ученик должен относится к языку как к зеркалу, в котором отражаются география, климат, история народа, условия его жизни, традиции, быт, повседневное поведение, творчество. Башкирский, как и другие языки, будучи явлением, соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа при помощи словарного состава и фразеологии, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. Из этого следует, что необходимо изучать родной язык в тесной связи с историей и культурой народа При изучении башкирского языка необходимо учитывать идею динамичности языка, фразеологию, этимологию (происхождение слов), а также и то, что слова являются компонентами национальной культуры. В современной лингводидактике и лингвокультурологии сильна идея рассматривания языка как продолжения культуры или культурно - исторической среды, поэтому укрепляется тенденция изучения теоретической основы языка на более высоком уровне. Для развития у ребенка способности к языку, общению недостаточно только объяснение системы языка, для этого важным условием является изучение правил. Поэтому, необходимо параллельно развивать речь и изучать систему родного языка. Этот прием способствует воспитанию речевой культуры только если он основан на теориях коммуникации, речевой деятельности, синтаксиса текста, стилистики, культуры речи и риторики.

Предметом исследования лингвокультурологии являются единицы языка, которые приобрели символическое, эталонное, образно- метафорическое значение в культуре.

1. Актуальность разработки курса   Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что основе новой концепции преподавания башкирского языка должно быть единство языка и культуры, их взаимосвязь, изучение языка как духовное богатство и историко-культурное явление. Язык не только неотъемлемая часть национальной культуры, каждого народа и духовное наследие для последующих поколений, он также является фактором, оказывающим влияние на дальнейшее развитие национальной культуры.
2. Причины введения курса Необходимость введения этого курса обусловлена тем, что язык теряет жизнь, когда преподаватели и обучающиеся ставят целью овладеть лишь "безжизненными" лексико-грамматическими формами. Сегодня язык не только словарный запас, но и способ человека выражать себя. Он служит для целей коммуникации и способен выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире
3. Особенности программного материала Специфика данной учебной дисциплины обусловлена тем, что лингвокультурологическая методика базируется на следующей аксиоме: в основе языковых структур лежат структуры социокультурные.

Особенность изучаемого курса состоит в том, что башкирский язык , будучи явлением соединяющим в себе знания, накопленные по различным наукам, укрепляет исторический опыт башкирского народа при помощи словарного состава и фразеологии, отражает его внутренний мир, показывает особенности менталитета, культурных традиций и их преемственность. Из этого следует, что необходимо изучать родной язык в тесной связи с историей и культурой народа.

4. Роль и место курса Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как башкирский язык, культура Башкортостана, история Башкортостана.
5. Адресат Спецкурс рассчитан и рекомендован обучающимся 8-х классов
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся. В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
  • Лексике
  • Фразеологии
  • Этимологии
  • Стилистике

Знает: Башкирское устное народное творчество

умеет:  Анализировать прозаические, драматические тексты

Для развития у ребенка способности к языку, общению недостаточно только объяснение системы языка. Для этого важно не только изучение правил, но необходимо параллельно развивать речь и изучать систему родного языка.

8.Целевая установка Целью является формирование и развитие учащихся как языковых личностей.

Задачи:

  • осознание языка как феномена культуры, культурно- исторической среды, включающей в себя историю, культуру, обычаи народа.
  • овладение культурой общения, или речевой культурой; выработка языковой, коммуникативной и лингвокультурологической компетенции обучаемых, т. е. овладение системой языка, правилами его функционирования.
  • восприятие эстетической функции языка как средства создания художественной литературы- искусства слова.
  • лингвокультурологический анализ текстов
9.Структура программы В связи с поставленными целями и задачами в программу элективного курса включены следующие разделы:
  1. Башкирское устное народное творчество
  2. Лексика
  3. Фразеология
  4. Этимология
  5. Стилистика

Приложение 1

Приложение 2

Литература.

  1. Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996г.
  2. Галин С.А. Башкирский фольклор: устно-поэтическое творчество башкирского народа. Уфа, Китап, 2004г.
  3. Давлетбаева Р.Г. Лингвокультурологический словарь для школьников. Диалог языков и культур. Уфа, Китап, 2003г.
  4. Кузбеков Ф.Т. История культуры башкирского народа. Уфа, 1997г.
  5. Самситова Л.Х. Реалии башкирской культуры. Уфа, 1999г.