Особенности подготовки воспитанников детского дома к проживанию в приемной семье

Разделы: Социальная педагогика


Уважаемые коллеги, я хотела бы обратить Ваше внимание на проблему подготовки воспитанников детского дома к проживанию в приемной семье и к семейной жизни.

В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и в дальнейшем переданных на воспитание в детский дом - социальные сироты, т.е. дети - сироты при живых родителях. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы.

Семья была и остается основной ячейкой общества и государства. 2008 год, объявленный в России Годом семьи, был призван объединить усилия государства, общества и бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.

Семейным кодексом предусмотрено три формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, приемная семья. Приоритетной формой семейного воспитания таких детей, бесспорно, является усыновление ребенка. К сожалению, не все дети могут быть усыновлены. Практика показывает, что больше шансов на усыновление у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах.

Иными формами семейного воспитания является опека и приемная семья.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей. В России издавна было принято брать детей-сирот на воспитание в чужие семьи.

Основу приемной семьи составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Люди, решившиеся на столь важный шаг, осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а так же между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка.

Для того чтобы приемная семья сложилась и состоялась, необходимо вести подготовку приемных родителей к приему детей. Следует знакомить приемных родителей с особенностями ребенка, лишенного родительского попечения. Приемные родители, конечно, понимают, каковы причины сиротства, но не предполагают, как отражается на развитии ребенка отсутствие родителей.

Практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться.

Воспитанники детского дома обычно лишены богатого и эмоционально насыщенного взаимодействия с взрослыми в различных ситуациях, что является совершенно естественным для "домашних" детей. В силу тех или иных травмирующих причин они были обделены любовью и заботой, различными жизненными ощущениями, которые могли бы обеспечить их полноценное психическое развитие.

Приемные родители не предполагают, как будет вести себя ребенок, попадая в новые условия. Обнаруживая ограниченные знания об особенностях развития ребенка в разные возрастные периоды, не зная психофизического развития вообще, родители часто теряются и не видят выхода из затруднительной ситуации, предлагая ребенку вместо мудрого совета и решения вопроса только доброе отношение и любовь (хотя и это не мало). С приемными родителями необходимо продолжать работу и после того, когда ребенок был взят в новую семью, помогать преодолевать трудности, возникшие у них в жизни, чтобы это не послужило причиной возврата детей в детский дом.

На государственном уровне были приняты важные меры материального стимулирования приемных семей, поэтому интерес российских граждан к образованию приемной семьи возрастает. Для ряда приемных родителей, которые оказались в трудной финансовой ситуации, оплата за труд приемных родителей стала основным источником дохода. Этим объясняется такой интерес и желание сограждан к приему детей в семью. Но, к сожалению, опыт организации приемных семей показывает, что имеются случаи возврата детей в детский дом по причине того, что родители не справились с воспитанием приемных детей.

Дети все хотят жить в семье, иметь своих собственных родителей, а не одну маму - воспитателя на всех детей в группе, но опыта проживания в нормальной семье у детей, которые оказались без попечения родителей, нет. Педагоги детского дома понимают, что одного желания ребенка мало, необходима планомерная работа по подготовке воспитанников к жизни в приемной семье и подготовка выпускников к созданию своих семей в будущем.

Проанализировав данную ситуацию, коллектив детского дома решил начать работу в инновационном режиме по формированию ценностей семьи у воспитанников детского дома. Детский дом взял на себя функции семьи, оставаясь при этом образовательным учреждением, обеспечивающим становление позитивного опыта семейных отношений у воспитанников.

Была поставлена цель инновационной деятельности: проектирование, апробация, практическое внедрение в детском доме воспитательной системы, обеспечивающей становление позитивного опыта семейных отношений у воспитанников.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

  • Спроектировать модель воспитательной системы с учетом условий и специфики детского дома, направленной на становление позитивного опыта семейных отношений воспитанников.
  • Осуществить поэтапное внедрение модели в учебно-воспитательный процесс детского дома.
  • Произвести оценку развивающего влияния спроектированной модели на становление позитивного опыта семейных отношений у воспитанников с использованием разработанного диагностического инструментария.
  • Разработать методические рекомендации по моделированию опыта семейных отношений в воспитательной системе детского дома.

Работая в инновационном режиме, педагогический коллектив разрабатывает воспитательную систему детского дома, в основу которой положена ключевая идея - формирование ценностей семьи у воспитанников детского дома. Первостепенным компонентом воспитательной системы является создание целевой программы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

Педагогами детского дома разработана воспитательная программа "Дом окнами в детство", которая состоит из модулей: "Вместе дружная семья" для воспитанников дошкольного возраста, "Учись жить в семье" для воспитанников младшего школьного возраста, "На пороге самостоятельной жизни" для воспитанников старшего школьного возраста.

Воспитанники детского дома остро нуждаются в семейной поддержке как важнейшей составляющей процесса адаптации и дальнейшей социализации. Семейная поддержка создает условия равноправных отношений взрослого и ребенка, направленные на решение проблем ребенка, на его индивидуальное развитие. Содержание этих отношений - основа гуманистического воспитания, благодаря которому происходит приобщение детей к нормам человеческого общежития, развитие социально ценных образцов поведения.

Семейная поддержка, по нашему мнению, может осуществляться в условиях детского дома в разнообразных формах деятельности педагога в разных сферах, в частности, в общении и творчестве, поэтому она влияет на образ жизни и становление подростка. Педагоги детского дома организуют условия, воспитательную среду, воспитательное пространство детского дома, способствующее развитию и формированию личности воспитанника.

Реализация программы "Дом окнами в детство" направлена на формирование ценностных качеств, создающих образ семьи в соответствии с возрастом. Для воспитанников подросткового возраста необходимо сформировать следующие качества:

  • представление о моделях адекватного поведения в семье;
  • представление о семейной экономике;
  • личностная и гендерная идентификации;
  • волевые качества;
  • готовность к профессиональному самоопределению;
  • представление о семье как об общественном феномене, о супружеских и детско-родительских отношениях;
  • потребность в создании полноценной семьи.

В "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" стандартов второго поколения подчеркивается, что "духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируется на отношения в обществе и составляет основу гражданского поведения человека". Понимая остроту проблемы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, лишенных полноценного семейного воспитания, детский дом старается заложить основу ценности семьи, подготовить воспитанников к самостоятельной и семейной жизни после выхода из детского дома.