Использование "круговой тренировки" на занятиях физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Повышение эффективности и качества физического воспитания студентов всегда находится в центре внимания преподавателей физической культуры.

Интенсификация умственного труда, снижение двигательной активности и гиподинамия вызывают заболевания сердечно-сосудистой системы, нарушение осанки, ожирение. Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (2-3 часа в неделю), массовое падение интереса к физической культуре в связи с появлением других интересов приводит к низкому качеству учебного процесса.

Широкое применение в последнее время находят специальные формы упражнений при проведении комплексного занятия по физической культуре. Приоритет отдается "круговой тренировке", так как она умеет сочетать в себе избирательно направленное и комплексное, вариативное и строго упорядоченное воздействие.

Основным фундаментом такой тренировки является серийное повторение нескольких видов хорошо изученных упражнений. Для проведения "круговой тренировки" лучше использовать спортивный зал, так как расположенные по кругу станции позволяют преподавателю качественнее использовать пространство и осуществлять контроль за проведением самого процесса (включая технику безопасности). Каждое упражнение на станции дозируется, в зависимости от поставленных задач, количеством повторений или отрезком времени .Преподавателю при проведении такой тренировки важно правильно рассчитать нагрузку, учитывая особенности каждого студента и медицинские рекомендации врача. Поэтому для решения поставленной задачи необходимо использовать поэтапное выполнение этих упражнений.

Главная задача, которую решает "круговая тренировка", добиться высокой работоспособности организма. И здесь важно правильно смоделировать специальные комплексы упражнений, направленные на воспитание таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Планируя комплексы для такой тренировки надо учитывать, что ни одно из указанных выше физических качеств не может использоваться отдельно. Между ними существует тесная взаимосвязь.

Проведение круговой формы на занятиях физической культурой позволяет преподавателю вовлечь в процесс большее количество занимающихся. В тоже время обучающиеся имеют возможность заниматься самостоятельно и использовать максимальное количество спортивного оборудования и инвентаря.

"Круговая тренировка" в среднем занимает от 10 до 20 минут. Время зависит от количества используемых станций и высокой моторной плотности занятий, которой необходимо добиваться каждому преподавателю при планировании такого урока.

В зависимости от поставленных на занятии задач круговую форму можно планировать в любой части урока. Если использовать ее в подготовительной части, то решается задача подготовки организма к предстоящей на основной части занятия нагрузке.

Применяя "круговую тренировку" в основной части урока, следует решить задачу, связанную с развитием основных физических качеств, в то время, когда организм еще не устал и занимающиеся могут выполнять работу с максимальной нагрузкой. Для этой части занятия используются комплексы, состоящие из общеразвивающих упражнений с включением упражнений силовой и скоростно-силовой направленности.

Круговая форма занятия реже используется в заключительной части, так как на фоне усталости учащимся сложнее сконцентрироваться на поставленных задачах. Лучше использовать комплексы упражнений, направленных на закрепление, повторение и совершенствование материала, пройденного на занятии.

"Круговая тренировка" может широко использоваться при планировании занятий по легкой атлетике, спортивным играм, лыжной подготовке и успешно применяется при проведении занятий по гимнастике. Таким образом, используя новые методики проведения занятий, правильно планируя нагрузки и отдых, максимально используя техническое оснащение спортивного зала, можно успешно развивать и повышать уровень общей и специальной физической подготовки наших учащихся.