Организация самостоятельной работы

Разделы: Математика


«Сорок пять минут урока – это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто его ведет, и тех, кого он учит самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать осмысленное, применять усвоенное».
Ю.А. Конаржевский

Именно такой урок позволяет решать современные образовательные задачи. Опыт подсказывает, что урок станет таким, если разумно сочетать традиционные методы, формы и средства обучения с современными технологическими приёмами математической подготовки. Сегодня обществом востребован человек, способный организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск и использование информации, необходимой для выполнения задач личностного и профессионального развития; использовать информационно-коммуникационные технологии в учебной, а затем в профессиональной деятельности, работать в команде. Выполнение этих требований опирается на идеи личностно-ориентированного обучения, которые реализуются через дифференциацию учебного содержания и идеи педагогики сотрудничества, реализуемые через интерактивное взаимодействие преподавателя и учащихся. Вашему вниманию предлагается методологическая модель преподавания учебных дисциплин, способствующая организации урока, отвечающего современным требованиям (слайд 3).

Современный урок характеризуется, прежде всего, активной самостоятельной деятельностью учащихся. Такую деятельность удобно организовывать, используя элементы адаптивной технологии Любови Фёдоровны Батан. Данная технология направлена на индивидуализацию обучения, что способствует созданию условий для развития всех и каждого. Учащиеся много работают самостоятельно, овладевают приёмами самоорганизации, самоконтроля, самооценки. Эти качества востребованы в профессиональной подготовке. В таком обучении перед учителем стоят задачи: организовать совместную деятельность, обеспечивающую комфортность участников обучения, способствующую интеллектуальному развитию; развивать теоретическое мышление; формировать культуру общения. Эти задачи удобно решать, пользуясь определённым алгоритмом изучения отдельной темы (слайд 4).

Особенностью адаптивной технологии является то, что она позволяет организовать самостоятельное изучение нового материала непосредственно на уроке. Средством организации такой учебной деятельности служат технологические карты. Изучение отдельной темы осуществляется в два этапа. Первый теоретический этап включает в себя следующие компоненты:

– актуализация знаний и умений, необходимых для изучения нового материала;

– обзорные лекции, где осуществляется мотивация изучения конкретного математического понятия, раскрывается его сущность и определяются проблемные задачи: что известно о данном понятии, что ещё можно узнать о нём, откуда это можно узнать, где и когда можно применить полученные знания;

самостоятельная работа с различными источниками информации: учебники, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.

Этот компонент изучения теории реализуется по технологической карте, которая отражает объект изучения, цель учебной деятельности, её содержание, источники информации и время работы.

На теоретическом этапе удобной формой, позволяющей фиксировать информацию в свёрнутом виде, является кластер. Он используется как опорная схема для обобщения знаний, как модель учебного содержания, как форма оперативного контроля.

Практический этап изучения темы предполагает ознакомление с алгоритмами решения задач, тренировочные упражнения и выявление уровня овладения учебным материалом. Самостоятельная работа на этом этапе так же осуществляется по технологическим картам. Дополнительно учащимся предлагаются, образцы, памятки, инструкции по выполнению заданий. По технологической карте можно работать индивидуально, в паре или в группе. Преподаватель в этой ситуации координирует учебную деятельность, при необходимости оказывает дозированную помощь, принимает участие в обсуждении результатов работы.

В качестве примера предлагается организация изучения темы «Логарифмы»: (слайды 5–6, и Word Технологические карты)

Таким образом, использование технологических карт позволяет значительно увеличить время самостоятельной учебной деятельности обучающихся на уроке, и вместе с тем, повысить качество усвоения материала.

По нашему мнению, такая подготовка даёт возможность учащимся не только овладеть необходимыми знаниями и умениями, но и позволяет понять основы организации учебной деятельности в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению. Полученные на аудиторных занятиях умение самостоятельного поиска информации, умение применять приёмы исследовательской деятельности, умение обобщать, делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде; умение применять приёмы самоконтроля и взаимоконтроля используются в дальнейшем обучении. Кроме того, элементы адаптивной технологии способствуют созданию и улучшению комфортных условий для учащихся, обеспечивая удобный темп работы и посильный уровень сложности заданий.

Остаётся отметить, что использование технологических карт и других дидактических материалов возможно только благодаря техническому потенциалу ИКТ. Сегодня мы получили средство, позволяющее эффективно применять все существующие методические приёмы, организовывать самостоятельную учебную деятельность, обеспечивать коллективную работу, наглядное сопровождение уроков. Возможности использования ИКТ на уроке и вне урока достаточно широки. ПК как палочка-выручалочка: тираж дидактических материалов, разработка контрольно-измерительных материалов, демонстрация наглядного сопровождения. Хорошим подспорьем являются электронные учебники (Уроки алгебры и геометрии 10–11 класс, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия), которые существенно упрощают процесс подготовки к урокам. Студенты работают в обучающей программе не только с интересом, но и с удовольствием. Особенно активно стремятся достичь контрольного этапа, где сразу по окончании тестирования могут увидеть оценку, и при необходимости тут же восполнить пробелы в знаниях.

ИКТ, помимо прочего, позволяют организовывать внеурочную учебную деятельность, в том числе, проектную, исследовательскую, творческую.

Технология современного проектного обучения представлена в энциклопедии образовательных технологий Г.К. Селевко. Применение метода проектов широко освещается на страницах методических изданий, его трактуют специалисты НИПКиПРО Светлана Михайловна Оберемок, Елена Алексеевна Рудакова. Сущность данного метода состоит в том, что учебно-познавательная деятельность направлена на результат, получаемый при решении практически или теоретически значимой проблемы, и он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического и творческого мышления. Ценность метода проектов заключается не только в возможности получить внешний результат проекта, который можно увидеть, применить в реальной практической деятельности, но и в возможности получить внутренний результат – опыт деятельности, как бесценное достояние обучающегося, соединяющее в себе знания, умения, компетенции, ценности.

Таким образом, проект – это: метод обучения (формирует знания, умения и навыки по предмету, опыт деятельности); содержание обучения (может быть частью учебного предмета или отдельным предметом); форма организации учебного процесса (альтернатива классно-урочному обучению); особая философия образования (цели деятельности).

Использование проектного метода у нас в образовательном учреждении имеет характер предпрофессиональной подготовки. Сущность проектной деятельности студентов состоит в разработке и изготовлении учебных пособий, которые можно использовать в обучении, развитии и воспитании детей. По ходу изучения тем основной образовательной программы, связанных с начальным курсом математики, студенты получают творческие домашние задания, в результате которых накапливаются дидактические материалы. Например, в процессе изучения темы «Многогранники» обязательным является изготовление макетов объёмных геометрических тел. Дополнительно предлагается несколько творческих заданий проектного характера: «Геометрический конструктор» – набор моделей, из которых можно собирать реальные объекты (слайд 7); тетрадь – сборник занимательного материала (ребусы, загадки, стихи, кроссворды и т.п.); краткий справочник по истории математики; словарь математических терминов; электронные тетради и другое.

В процессе изучения алгебраических тем на обобщающих уроках разрабатываются групповые проекты: памятки-подсказки (формулы); мини-хрестоматия: история тригонометрии, история производных, история логарифмов, история уравнений, имена и даты; блокнот «Преобразование графиков функций».

Следует отметить, что есть студенты, которые с желанием выполняют такие задания. Это радует. Думается, что использование учебных проектов – эффективный метод формирования знаний и умений, о чём свидетельствуют работы студентов.

Таким образом, организуя самостоятельную работу учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, можно использовать самые разные методические приёмы, организационные формы и средства обучения развития и воспитания в комплексе (слайд 8).

Главное – помнить, что учителю хорошо то, что хорошо детям. Вообще, всё хорошо в меру. Инновации – не самоцель, а средство, способствующее удовлетворению познавательных потребностей учащихся и профессиональных устремлений учителя.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3, Приложение 4
Приложение 5

При подготовке сообщения использовались следующие источники:

  1. Батан Л.Ф. Организация самостоятельной деятельности учащихся в адаптивной технологии обучения. Новосибирск 1998 год.
  2. Оберемок С.М. Общие основы проектирования. Новосибирск 2007 год.
  3. Рудакова Е.А. Проектная деятельность учащихся (презентация для слушателей курсов повышения квалификации «Проектная и исследовательская деятельность при обучении математике» 2008 год.
  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, том 1, Москва, НИИ школьных технологий 2006 год.