Гидролиз солей. 9-й, 11-й классы

Разделы: Химия

Класс: 11


Данный урок может быть использован при изучении темы “Гидролиз солей” в 9-ом и 11-ом классах общеобразовательного уровня. На уроке начинается формирование понятия “Гидролиз солей”. При изучении нового материала главной целью является приобретение новых знаний, их первичное закрепление и воспроизведение частичных выводов под руководством учителя. Регулярное систематическое повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению. На уроке используется частое включение опорного материала для запоминания и контроля знаний, регулярная оценка результатов запоминания.

Методическая цель урока: Развитие познавательной деятельности и познавательной активности на уроке химии, путем применения наглядных средств обучения.

Образовательная цель урока: продолжить формирование представлений о классах неорганических соединений, на примере свойств растворов солей в свете теории электролитической диссоциации – гидролиза солей.

Развивающая цель урока: продолжить формировать умения наблюдать и объяснять химические явления, делать выводы из наблюдений, проводить операции сравнения, анализа.

Воспитательная цель урока: продолжить развитие коммуникативных способностей, усиление прикладной ориентации курса химии.

Оборудование. На столах учащихся и демонстрационном столе: растворы хлорид меди (II), карбоната натрия, универсальный индикатор, методическое пособие, карточка ключ, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тип урока: комбинированный:

  • организационный этап;
  • этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала;
  • этап усвоения нового материала;
  • этап закрепления новых знаний;
  • этап контроля (взаимоконтроля);
  • этап информации учащихся о домашнем задании.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • репродуктивный и проблемно-поисковый (аспект мышления);
  • самостоятельная работа (аспект управления).

Методы контроля и самоконтроля:

  • устный;
  • письменный;
  • практический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • объяснение;
  • фронтальная форма работы;
  • индивидуально-обособленная;

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА

ХОД УРОКА

1. Организационный этап:

  • Приветствие
  • Организация внимания

2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала.

Учебно-воспитательная задача этапа. Организация и направление познавательной деятельности обучающихся, подготовка их к усвоению нового материала.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная.

Тема урока Гидролиз солей.

Какой из терминов вам известен – гидролиз или соли.

Что такое соль с точки зрения теории электролитической диссоциации?

(Соль – сложное вещество при диссоциации которого образуется анион и катион….)

Данное определение относиться к какой соли по типу? (Средняя соль.)

А как можно получить среднюю соль при помощи реакции обмена?

Соль + Соль
Соль+ Кислота
Соль + Щелочь
Кислота + Основание

Давайте остановимся на одном способе получения соли

кислота + основание

Давайте подробнее разберемся, из каких видов электролитов могут быть образованы средние соли.

Какие основания бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации?

– (сильные и слабые электролиты)

Какие кислоты бывают с точки зрения теории электролитической диссоциации?

– (сильные и слабые электролиты)

Выберем из списка оснований – сильные электролиты и укажите для них названия

NaOH, NH4OH, KOH, Pb(OH)2, Fe(OH)2, LiOH, Cu(OH)2, Mg(OH)2,Ba(OH)2.

(Запись в тетради данного задания обязательна).

Выберем из списка кислоты – сильные электролиты и укажите для них названия

H2S, H2SO4, H2CO3, H3PO4, HCl, HI, HNO3, H2SO3, HBr.

(Запись в тетради данного задания обязательна).

Если вернуться к выбранному способу получения соли, давайте предложим из каких типов гидроксидов могут быть получены средние соли и сколько их типов?

Сильное основание + сильная кислота
Сильное основание + слабая кислота
Сильная кислота + слабое основание
Слабая кислота + слабое основание

Таким образом, мы выделили четыре типа соли полученные реакцией обмена.

А тема нашего урока Гидролиз солей. С термином соли вы поработали и вспомнили способы их получения, а с термином гидролиз пока нам не известен.

3. Этап усвоения нового материала.

Учебно-воспитательная задача этапа– начать формирование представлений о гидролизе на примере взаимодействия воды с солями. Научить определять реакцию среды в растворах без использования индикаторов.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

  • Индивидуально-обособленная
  • Коллективная форма работы (в статических парах)

Для изучения этого вопроса, вам необходимо поработать самостоятельно в течении 10 минут, используя модульную технологию обучения и методические пособия, разобраться в вопросе – Что же такое гидролиз?

4. Этап закрепления новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа– закрепить в памяти обучающихся знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы. Развитие коммуникативных способностей.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа.

Проверим выполненное задание.

При гидролизе карбоната натрия образуется – гидрокарбонат натрия, среда щелочная. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли карбоната натрия, цвет изменился с желтого на синий– зеленый– среда щелочная.

При гидролизе хлорида меди образуется – основной хлорид меди, среда кислая. Проверим полученную информацию, у вас на столах имеется универсальный индикатор, определим среду раствора соли хлорида меди, цвет изменился с желтого на красный диапазон – кислая среда.

При гидролизе сульфида алюминия получается гидроксид алюминия и сероводород.

Перед выполнением самостоятельной работы обобщим изученное.

С какими видами гидролиза мы ознакомились и какие соли при этом получаются?

(Гидролиз по катиону, в растворе присутствуют основные соли и кислота.

Гидролиз по аниону, в растворе присутствуют кислые соли и щелочь.

При гидролизе по катиону и аниону образуется основание и кислота. )

5. Этап контроля (взаимоконтроля).

Учебно-воспитательная задача этапа. Проверка усвоения знаний на уроке.

Методы контроля и взаимоконтроля – письменная.

Форма деятельности обучающихся: индивидуальная.

Выполняем самостоятельную работу по вариантам (8-10 минут).

Проверим самостоятельную работу.

6. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Учебно-воспитательная задача этапа. Повышение мотивации выполнения домашнего задания, т.к. д.з. развивает память, навыки, самодисциплину.

Форма деятельности обучающихся: индивидуальная.

Методы контроля и самоконтроля – письменная.

Записываем домашнее задание в тетрадь.

Домашнее задание

1. Письменно: указать возможные уравнения гидролиза для растворов следующих солей.

а) хлорид железа (III);
б) фосфат натрия;
в) сульфат калия.

Приложение 1. “Презентация”

Тема урока “Гидролиз солей”

Частная модульно-познавательная программа

Содержание

Частная модульно-деятельная программа

Задания

1.Гидролиз – это обменное взаимодействие ионов соли с водой, сопровождающееся изменением реакции среды и образованием слабого электролита.  
2.Гидролизу по аниону подвергаются соли, образованные сильным основанием и слабой кислотой
  1. Используя, схему 1 запишите в тетрадь схему гидролиза солей образованных сильным основанием и слабой кислотой.
  2. Составьте уравнение гидролиза карбоната натрия Na2CO3 в молекулярном и ионном виде.
  3. Если, возникли затруднения, используйте карточку ключ 1.
3. Гидролизу по катиону подвергаются соли, образованные слабым основанием и сильной кислотой
  1. Используя, схему 2 запишите в тетрадь схему гидролиза солей образованных слабым основанием и сильной кислотой.
  2. Составьте уравнение гидролиза хлорида меди (II)– СuCl2 в молекулярном и ионном виде.
  3. Если, возникли затруднения, используйте карточку ключ 2.
4. Соли, образованные слабой кислотой и слабым основание подвергаются необратимому гидролизу.
  1. Запишите схему 3 в тетрадь.
  2. Составьте уравнение гидролиза сульфида алюминия.
  3. Если, возникли затруднения, используйте карточку ключ 3.
5.Соли, образованные сильной кислотой и сильным основание гидролизу не подвергаются. 1. Запишите схему 4 в тетрадь.

2. Укажите в тетради, будет ли подвергаться гидролизу хлорид натрия– NaCl.

Самостоятельная работа.

Запишите уравнения гидролиза для растворов следующих солей (в молекулярном и ионном виде, определите среду раствора).

Вариант 1.

К2SO3 – сульфит калия
FeCl2 – хлорид железа (II)

Вариант 2.

Na2S – сульфид натрия
AlCl3 – хлорид алюминия

Справочный материал.

Таблица 1. Изменение окраски индикатора в зависимости от концентрации иона водорода.

 

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТА ИНДИКАТОРА

 
ТИП СОЛИ ЛАКМУС ФЕНОЛФТАЛЕИН МЕТИЛОВЫЙ ОРАНЖЕВЫЙ СРЕДА
сильное основание + слабая кислота синий малиновый жёлтый щелочная
слабое основание +сильная кислота красный не изменяется красный кислая
сильное основание + сильная кислота не изменяется не изменяется не изменяется нейтральная

Схема1. Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и сильными основаниями– гидролиз по аниону.

img1.gif (1566 bytes) PO4 3– SO3 2– CO3 2– S 2– BO3 3– PO3 3– SiO3 2– AsO43– SnO42- img2.gif (1397 bytes) HPO4 2– HSO3 HCO3 HS HBO3 2– HPO3 2– HSiO3HAsO42– HSnO4-

Примечание: Ме (активные, образующие щелочи )– Li, K, Na, Rb, Cs,,Ba, Sr.

Схема 2. Гидролиз солей образованных сильными кислотами и слабыми основаниями– гидролиз по катиону.

Cl BrI SO4 2– NO3 IO3 ClO3 ClO4 MnO4 -CrO42– Cr 2O72– Cl BrI SO4 2– NO3 IO3 -ClO3 ClO4 MnO4 -CrO42– Cr 2O72–

Примечание: Ме– Zn, Cu, Cr, Fe, Mn, Fe, Ni, Sn, Al, Co, Pb и NH4+

Схема 3. Гидролиз солей образованных слабыми кислотами и слабыми основаниями гидролиз по катиону и аниону– необратимый гидролиз.

В этом случае продуктами гидролиза являются слабые кислота и основание: KtAn + Н2О = KtOH + HAn

Kt+ + An+ H2O = KtOH + Han

где Kt+ и An– катион и анион слабых основания и кислоты соответственно.

Схема 4.

Соли образованные сильными кислотами и сильными основаниями гидролизу не подвергаются.

Карточка ключ 1.

Гидролиз солей по аниону 2CO3+ HOH<–> …HCO3+ …OH

2…+ CO3 2-+ HOH <–>… + HCO3 -+ … + OH-

CO32– + HOH <–> HCO3+ OH-

Карточка ключ 2.

Гидролиз солей по катиону Сu…2 + HOH- CuOH… + H…

Сu 2++ 2… + HOH <–> CuOH+ + … + H+ + …

Сu2+ + HOH <–> CuOH+ + H+

Гидролиз солей по катиону и аниону

Карточка ключ 3.

Al2S 3+..HOH->..Al(OH) 3 +..H2S