Школа здоровых детей

Разделы: Администрирование школы


Забота о здоровье человека - это важнейший труд воспитателя.
В.А. Сухомлинский

Здоровье человека один из важных факторов его успешной социализации. В современном обществе здоровый человек имеет значительно больше шансов реализоваться в профессиональной и личной жизни. Не давая оценку такому положению вещей в целом, мы должны согласиться с тем, что задача сохранения здоровья актуальна для человека на любом этапе его жизни. Наиболее сложно сохранить своё здоровье школьникам. По данным Института возрастной физиологии РАО, именно, школьная среда чаще всего становиться источником факторов ухудшающих здоровье ребенка.

В специальной коррекционной школе 8 вида обучается особый контингент детей, чьи проблемы со здоровьем начинаются на самых ранних этапах жизни. Это не только заболевания, приводящие к нарушению интеллектуального развития. Так из 106 учащихся, 41 являлись инвалидами по различным заболеваниям уже при поступлении в школу. Многие из них проживают в семьях, находящихся в сложных жизненных ситуация. Наблюдается рост количества малообеспеченных (37%), неполных (45%) семей. 16,6% родителей страдают алкоголизмом, не работают 21%. Являясь интернатом, наша школа становится для воспитанников основным местом пребывания. Так 26% учащихся проводят в школе всю рабочую неделю с понедельника по субботу. Учащиеся младших классов, которые не посещают группу круглосуточного пребывания, проводят в школе по 8, а старшеклассники - 10 часов. Учитывая,

  • наличие большого количества детей с различными проблемами здоровья;
  • низкий уровень жизни семей большинства воспитанников;
  • длительный период нахождения в школе всех учащихся,

становится очевидным, что школа обязана взять на себя ответственность за здоровье детей.

В нашей школе работа по охране и укреплению здоровья школьников ведется постоянно и является неотъемлемой частью всего образовательного процесса.

Важной составляющей успешности этой работы является материальная база, позволяющая заботиться о здоровье детей на высоком профессиональном уровне. Гордостью школы является медицинский блок, который включает в себя физиотерапевтический, массажный, стоматологический, врачебный и процедурный кабинеты. В них помощь детям оказывают врач-психиатр, физиотерапевт, стоматолог, педиатр, старшая медсестра, медсестра физиотерапевтического кабинета, массажист.

Это позволяет постоянно контролировать состояние учащихся, динамику их здоровья, оказывать своевременную консультационную и лечебную помощь каждому ребенку индивидуально.

Благодаря, Национальному проекту «Образование» в школе появилось и успешно
функционирует оборудование для использования метода биологической обратной связи (БОС).
Занятия по этой методике направлены на
формирование здоровых функций

организма путем саморегуляции. Занятия на оборудовании БОС всегда интересны детям и помогают преодолеть многие отклонения в работе опорно-двигательного аппарата.

Работа по обновлению оборудования и дополнительному

оснащению медицинского блока ведется постоянно. Так в 2011 году было приобретено новое стоматологическое оборудование. В процедурном, физиотерапевтическом и стоматологическом кабинетах появились кварцевые лампы «Аэролайф», позволяющие проводить антибактериальную обработку в присутствии людей.

Включение медицинских служб в жизнь школы значительно повышает эффективность коррекционной работы, проводимой педагогами, психологом и логопедом. Медицинская деятельность ведется школой на основе лицензии, которая продлевается каждые 5 лет.

Оздоровление детей происходит и во время занятий спортом. В школе оборудован спортивный зал и кабинет ритмики, которые регулярно пополняются инвентарем, необходимым для организации двигательной активности детей и проведения занятий по лечебной физкультуре.

Значительную часть времени воспитанники проводят в классных комнатах, поэтому их правильное оборудование тоже относиться к вопросам здоровьесбережения. Использование мебели, соответствующей возрасту и росту детей, своевременное обновление средств технического

обучения и автоматизированных рабочих мест учителей, функционирование систем освещения и проветривания являются предметами особой заботы администрации школы. В 2010 году кабинеты начальной школы были оборудованы ионизаторами воздуха, что явилось эффективным профилактическим средством, особенно, в период эпидемий.

Для снятия психической нагрузки в школьной теплице оборудован небольшой зимний сад, где любой ребенок всегда может отдохнуть у фонтана среди живых цветов.

Второй составляющей в работе по здоровьесбережению является специально организованная деятельность педагогов. Поскольку школьные факты риска чаще всего возникают во время учебных занятий, именно, учитель должен максимально полно использовать все ресурсы собственной деятельности для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Сюда включаются гигиенические условия, безопасность обстановки, смена видов деятельности, чередование поз, физкультминутки, правильное применение ТСО, психологический климат, наличие эмоциональной разрядки. Каждый урок педагога строится им не только с учетом решения образовательных и воспитательных задач, но и с позиций здоровьесбережения. Вопросы здоровья обсуждаются в классе на специальных предметах (физкультура, биология социально-бытовая ориентировка) и на многих других уроках.

Работа по здоровьесбережению во внеурочное время проводится в нескольких направлениях:

  • Рейды «Штаба порядка» по проверке соблюдения санитарно-гигиенических требований учащимися школы: санитарного состояния классных комнат, внешнего вида учащихся.
  • Организация деятельности санитаров в каждом классе.
  • Включение валеологического компонента воспитателями и педагогами дополнительного образования в проведение самоподготовок, занятий кружков, внеклассных мероприятий: проведение физкультминуток, соблюдение охранительного режима учащихся.
  • Тематические классные часы, беседы по профилактике вредных привычек и пропаганде здорового образа жизни.
  • Интерактивные групповые занятия.
  • Общешкольные спортивно-оздоровительные и профилактические мероприятия по темам: «Пропаганда ЗОЖ», «Профилактика вредных привычек», «Профилактика сквернословия», «Школа безопасности». Мероприятия проводятся в разной форме. Это праздники, радиопередачи, недели и месячники трудового десанта, смотры строевой подготовки, оформление стендов с наглядной агитацией, конкурсы рисунков, игровые программы, Неделя вежливости, клуб «Начни с себя», деловые игры.

В школе спланирована система мероприятий и бесед, посвященным вопросам здоровья не только для учеников, но и для их родителей. Эту работу ведут совместно учителя, воспитатели, психолог, социальный педагог и медики. Результаты вакцинации доказывают её эффективность. Так в 2010-2011 учебном году 90% воспитанников были привиты от клещевого энцефалита, 84% - от гриппа.

Спорт занимает значительную часть жизни воспитанников интерната. Приоритетное направление в этой деятельности: формирование моды на здоровый образ жизни. В школе помимо уроков физкультуры, ритмики, занятий ЛФК работает несколько секций. Традиционно проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия: Дни Здоровья; первенства по шашкам и шахматам, футболу, баскетболу, бадминтону, настольному теннису, мини-футболу, дартс, спартакиады и эстафеты. Ежегодно проводятся семейные спортивные праздники с приглашением учащихся и родителей других школ. По итогам года лучшие спортивные результаты заносятся в Книгу рекордов школы.

В рамках специальной олимпиады России ребята уже более 5 лет принимают участие в соревнованиях воспитанников ОУ VIII вида 3 Горно-заводской зоны Челябинской области. Несколько лет воспитанники школы принимают активное участие и становятся призёрами в соревнованиях по дартс разного уровня. За активное участие в мероприятиях Городской олимпиады «Здоровый мир» педагогический коллектив и администрация нашей школы 4 года получает благодарности Управления Образования ОГО Озёрска.

На базе школы при активном участии детей организованы спортивные мероприятия:

  • В 2007-2008 учебном году областные соревнования по баскетболу среди воспитанников коррекционных школ VIII вида городов Челябинской области в рамках Специальной Олимпиады России.
  • В 2004 - 2008 гг. Соревнования по дартс воспитанников коррекционных учреждений III Горнозаводской зоны Челябинской области в рамках фестиваля «На пороге весны».
  • Январь 2008 г. Семинар «Влияние спортивной игры дартс на развитие процессов воспитания и оздоровление детей»
  • 2008, 2010 гг. Областные соревнования по мини футболу в рамках Специальной Олимпиадой России.
  • С 2006 по 2011 год регулярно проводятся зональные соревнования по баскетболу и мини-футболу среди воспитанников коррекционных школ VIII вида городов III Горно-заводской зоны Челябинской области в рамках Специальной Олимпиады России.

Значительное внимание уделяется оздоровлению детей в летнем городском лагере при школе. Кроме традиционных физкультурных мероприятий проводится арома- и музотерапия. Воспитанникам ежедневно предлагается фиточай или минеральная вода. Организованны занятия в тренажерном зале, плавание (в бассейне или открытом водоеме), закаливающие процедуры.

Материальная база и специально организованная деятельность педагогов две важные составляющие работы по охране здоровья и пропаганде здорового образа жизни в школе. Но их эффективность значительно снижается без активного сознательного стремления учащихся и сотрудников школы к здоровью. Девиз «Своё здоровье надо беречь собственными усилиями» должен стать лейтмотивом всей жизни школы. Это не только очень ответственная, но и сложная часть процесса здоровьесбережения.

Активное стремление к чему-либо является следствием сильной мотивации. Особенности детей с нарушением интеллекта не позволяют им иметь желания связанные со сколько-нибудь отдаленными целями. С.Я. Рубинштейн в своей работе «Психология умственно отсталого школьника» пишет «мотивы учебных, трудовых и других действий заданы ученику учителем, ребенок их знает (и то не слишком глубоко), но они не превратились в его собственные действенные мотивы, вытекающие из потребностей и их осознания». Слабость мотивов, затруднения, возникающие при восприятии словесной информации, неспособность к волевым усилиям - все это затрудняет работу по формированию стремления к здоровому образу жизни у учащихся. А ведь цель школы сделать ЗОЖ привычкой на всю жизнь, а не только в рамках учреждения.

К счастью, особенности психики ребенка с нарушением интеллекта при правильно организованном воздействии могут стать и прекрасным помощником педагога.

С одной стороны, медленное формирование, непрочность и хрупкость новых условных связей замедляет темп их обучения. С другой, если какие-либо навыки и привычки усвоены, их очень трудно изменить, даже в случае необходимости. Поэтому очень важно следить за тем, что бы дети своевременно усваивали полезные навыки. Привычки проветривать класс на перемене, мыть руки перед едой, своевременно обращаться к врачу в случае недомогания, усвоенные ещё в начальной школе, остаются с учениками во время всего дальнейшего обучения. Более сложные гигиенические навыки, любовь к спортивным упражнениям, умение содержать помещение в чистоте тоже формируются в ходе правильно организованной системной педагогической работы. Если сотрудники школы регулярно контролируют и поощряют детей, вызывая положительные эмоции при лполнении действии связанных с ЗОЖ, то все они превращаются в привычку. У учащихся формируется потребность в этих действиях.

Многие вредные привычки ученики приносят из своего окружения. Словесные методы воздействия необходимы, но порой малоэффективны. Педагог должен создавать условия, при которых эти привычки не будут превращаться в стереотипы и потребности. Например, правильно организованная деятельность детей на перемене (интересные конкурсы, задания) отвлечет их от мысли о сигарете и не позволит закрепиться курению, как привычке.

Высокая внушаемость воспитанников с нарушением интеллекта также становится причиной появления вредных привычек. Но, опираясь на неё, педагог при грамотном эмоциональном воздействии может научить детей испытывать радость при выполнении действий полезных для их здоровья. Фразы: «Как приятно заниматься в чистом классе!», «Как легко дышать в спальне после проветривания!», «Как здорово заниматься на таких красивых тренажерах!» находят отклик в душах детей, поднимают настроение и являются очень эффективным средством формирования правильных привычек.

Облик ребенка с нарушением интеллекта складывается на основе стереотипов поведения. С годами происходит процесс формирования и созревания личности, увеличение её самостоятельности. Тогда привычки, приобретенные в школе (как вредные, так и полезные), станут потребностью воспитанника и сохранятся в самостоятельной жизни.

Несмотря на то, что в интернате (особенно в старших классах) используются элементы ученического самоуправления, ведущая роль во всем учебно-воспитательном процессе специальной школы на протяжении всего периода обучения принадлежит учителю и педагогическому коллективу. Именно активное внимание и позитивное отношение со стороны сотрудников к использованию технологий, сберегающих здоровье, делает их применение успешным.

Анкетирование педагогов показало, что все знакомы со здоровьесберегающими технологиями, осознают значимость и могут привести примеры их использования в школе. Это говорит о достаточном уровне компетентности сотрудников. Поэтому на первый план работы администрации школы с коллективом вынесена не просветительская задача, а проблемы мотивации коллектива. Не дать утратить интерес к применению здоровьесберегающих технологий, не превратить этот процесс в формальное выполнение должностных инструкций - задача школьной администрации. Для этого на всех школьных методических объединениях проводятся регулярные обсуждения вопросов здоровья школьников, педагоги обмениваются опытом, делятся своими впечатлениями от использования тех или иных приемов, выделяют наиболее эффективные. Анализ любого мероприятия проводится с точки зрения здоровьесбережения. Врачи регулярно выступают перед педагогами с сообщениями о новых направлениях, методах и приёмах охраны здоровья. Педагоги изучают опыт других школ. На школьном методическом объединении учителей старших классов рассматривался вопрос о возможности применения информационных технологий и компьютеров для оздоровления детей на уроках. Следствием стала серия презентаций педагогов с различными физическими упражнениями и гимнастикой для глаз.

Позитивный посыл администрации, напоминание о то, что небольшой, но регулярный вклад каждого педагога в деятельность по сбережению здоровья складывается в общую систему работы школы, ежегодный анализ эффективности этой системы на итоговом педсовете с обсуждением удач и недостатков, сравнение с результатами работы других школ формируют правильный настрой внутри коллектива.

Итогом слаженной работы стало крайне редкое (2 случая за 3 года) оформление инвалидности у детей во время обучения в школе. Низкий уровень простудных заболеваний в осенне-зимний период. В 2010-2011 учебном году при закрытии школ Озерска на карантин по гриппу только 5 (4,7%) воспитанников болело простудными заболеваниями. Диагноз «грипп» за весь учебный год был поставлен только 3 учащимся. Такие результаты позволяют, сотрудникам гордится своей деятельностью и с удовольствием продолжать эту работу, делая её еще более эффективной.

В заключение хочется сказать, что 3 составляющих работы по охране и укреплению здоровья школьников

  • материальная база,
  • специально организованная педагогическая деятельность,
  • активное и сознательное стремление педагогов и учеников к здоровью могут быть эффективны сами по себе. Но успешность применения здоровьесбергающих технологий в школе значительно возрастает при их взаимодействии и взаимопроникновении.

Именно на их пересечении образуется школа, которую можно назвать «Школа здоровых детей».