Педагогика понимания. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 4


Цель: закрепление всего того, что сделал учитель за четыре года для сближения детей и родителей, для сердечного понимания друг друга.

Задачи: способность формированию уважительного отношения к своим родителям и родителей к своим детям; формировать культурные традиции в общении взрослых и детей.

Ход мероприятия

Ведущий. Дорогие друзья!

Давайте будем сегодня особенно внимательны и доброжелательны друг к другу.

Каждый день дети общаются со своими родителями. Но иногда мамам и папам бывает некогда, у них находятся какие-то неотложные дела. А детям так много хочется у них спросить. И вот сегодня у них появилась возможность получить ответы на волнующие вопросы.

На нашем собрании дети предстанут в образе ученых, докторов, учителей. Они попробуют себя и в качестве журналистов. Это настоящие «акулята» пера. А вы, уважаемые родители, будете «добычей наших акулят».

Предоставляем слово «Акулятам».

Уважаемые родители!

Мы знаем, что воспитание детей - дело очень серьезное, трудное, поэтому на встречу с вами пришли сегодня ученые, директора школ, учителя.

Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей.

Первое слово я предоставляю директору школы…

(Называет ф.и. о. ученика, исполняющего роль директора)

Директор. Уважаемые родители! Ваши дети учатся в 4 классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (Обводит родителей взглядом.)

Никогда! (Грозно)

Никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали к доске? Какую оценку получил?»

Лучше спросите (мягко, доброжелательно): «Что сегодня было интересного в классе?»

Ведущий.Слово имеет доктор медицины…

Доктор медицины. Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка, может быть несоблюдение режима дня школьника. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. Именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, снижением работоспособности ребенка.

Низкая работоспособность характеризуется:

  • снижением количества правильных ответов на уроке;
  • рассеянностью и невнимательностью ребенка;
  • быстрой утомляемостью;
  • изменением почерка ребенка.

Ведущий. Слово имеет мастер спорта…

Мастер спорта. В младшем школьном возрасте формируются способности как умственной, так и физической деятельности. В эти годы полезно развивать выносливость, смелость, быстроту. Чем лучше здоровье, тем лучше уровень усвоения знаний. Сейчас я вам покажу комплекс физических упражнений. (Показывает упражнения)

И моя помощница покажет, как улучшить свое здоровье, занимаясь любимым делом. (Выступление акробатки)

Ведущий. Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.

Ученик.

Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь,
Бегать, прыгать нету сил,
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я совсем уже больной.

Ведущий. Еще один совет дает заслуженная учительница…

Учительница. Если ребенок совершает дурной поступок, то его мучает совесть. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал, или прощал.

Корреспондент. Я корреспондент газеты…(название)

А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей?

(Ответы родителей)

Я сейчас прочитаю отрывок из рассказа Л. Толстого: «Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видел. Отец пришел и спросил:

- Кто разбил?

Мальчик затрясся от страха и сказал:

- Я.

 - Как вы думаете, что ответил ребенку отец?

(Родители предлагают свои варианты ответов)

Ведущий. Но порой бывает и так (читает стихотворение «Ваза»):

Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!»
Все семейство скажет.
Ну а если бы, к несчастью,
Это сделал я?
«Ты разиня, ты растяпа»,-
Скажут про меня.

Продолжит наш разговор доктор педагогических наук…

Доктор педагогических наук. «Бить или не бить?» - вот в чем вопрос.
Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают.

А в Европе не принято даже ставить в угол.

- А как обстоят дела в ваших семьях?

- Как вы считаете, можно ли наказывать ремнем? В чем вред физических наказаний?

Педагогический тренинг «Школьная отметка».

Школьная отметка играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи. Именно школьная отметка часто является яблоком раздора между членами семьи и мерилом ценностей в воспитании ребенка.

Упр.1. Что значит для вас школьная отметка вашего ребенка?

(Классный руководитель записывает на доске мнения родителей, затем обсуждаются эти мнения)

Упр.2. Какие у вас детские воспоминания, связанные со школьными оценками?

Упр.3. Как вы себя поведете в следующих ситуациях:

  • ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей, пока они не вернутся с работы;
  • во время выполнения домашнего задания ребенок отвлекается, делает ошибки, неохотно доводит начатое дело до конца;
  • ребенок пишет плохо, неаккуратно, а переписывать задание не хочет;
  • ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.

В классе была проведена анкета «Если я получил хорошую отметку, то…» «Если я получил плохую отметку, то…»

(Рассмотреть ответы)

Мы хотим предложить несколько ситуации. Дайте ответ на предложенные ситуации, и мы попробуем определить стиль вашего воспитания ребенка в семье:

  1. Ваш ребенок любит пошалить, хлопот с ним бывает достаточно: то вернется домой с синяком, то с разорванной штаниной.
  2. У вашего ребенка есть друзья, но они не слушаются своих родителей, и, по вашему мнению, они плохо воспитаны…
  3. Вашего ребенка трудно вечером уложить вовремя спать…
  4. Ваш ребенок обожает телевизор…
  5. Ваш ребенок грубит, дерется с другими детьми, становится злым и бессердечным…

Надо отметить, что в вопросах воспитания вы стараетесь идти в ногу со временем.

Вы идете рядом с ребенком, наблюдая за тем, как он строит свои отношения с близкими людьми, одноклассниками, педагогами. Вы учите своего ребенка не только осознавать свои ошибки, но и создаете условия для их самостоятельного исправления. Некоторым родителям мы посоветуем поменьше опекать своего ребенка и дать больше самостоятельности в решении проблем.

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это – эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия. И эмоции страдания – боль, страх, обида.

Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанные с отрицательными и положительными эмоциями.

Когда у ребенка появляется положительные эмоции?

(Когда его любят, понимают, признают, уважают)

А отрицательные?

(При неудовлетворении потребностей)

При общении с детьми не следует употреблять следующие выражения:

-Я тысячу раз говорил тебе…

-Сколько раз надо повторять…

-О чем ты только думаешь…

-Неужели тебе трудно запомнить…

-Ты становишься…

-Ты такой же, как…

-Отстань, мне некогда…

-Почему Лена такая, а ты –…

При общении с детьми желательно употребление следующих выражений:

-Ты у меня самый умный, самый красивый…

-Как хорошо, что у меня есть ты…

-Ты у меня молодец…

-Я тебя очень люблю…

-Как ты хорошо сделал, научи меня…

-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

- Вы хотели бы, чтобы ваш ребенок был похож на вас? Чем? Почему?

 - Чему надо учить девочку? А мальчика?

Толкование плаката: «Родители, если вы даете волю гневу – теряете уважение детей».

Кафедра «Мудрость»

  1. Вы просите сходить ребенка по делам, а он отказывается. Каковы ваши действия?
  2. Вы застаете сына курящим. Каковы ваши действия?
  3. Дочь требует купить дорогие туфли, а денег нет. Как вы поступите?
  4. Ребенку надо вымыть посуду, а он смотрит телевизор. Каковы ваши действия?

Сколько бы ни было ситуаций, как бы вы их ни решали, помните: вам обязательно нужно остаться ребенку другом. Не портите жизнь своими нотациями. Ребенок до 7 лет – царь, с 7 до 14 – слуга, а с 14 – друг.

Запомните еще одну деталь: это не мы даны детям для поучений, а они даны нам, чтобы мы становились лучше.

Кафедра «Праздник»

Праздник - это когда душа поет и танцует, когда летать хочется.

Говорят, чем мы старше становимся и чем труднее мы живем, тем нужнее нам праздники. А еще говорят, если из семьи уходят шутки, юмор, игра, тогда семья становится ущербной. Праздник - это детство, и если оно закрыто от нас годами и неточностью воспоминаний, значит, мы далеки от ребенка, который зовет нас в детство.

Мудрые люди сказали, что взрослые - это очень уставшие дети. Это так или нет?

Тогда давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся жизни, всему, что нас окружает.

Ведущий. Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!»

Но сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы научимся постигать формулы родительской педагогики.

Мамы и папы! Перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания в семье. Расшифруйте их.

Законы семьи =

Единство требований отца и матери +

Значимость похвалы для ребенка +

Трудовое участие +

Разделение материальных и моральных благ

в равной мере между взрослыми и детьми.

Конкурс для родителей:

  • Вспомните расписание уроков своего ребенка по дням недели.
  • Назовите полный почтовый адрес школы, в которой учится ваш ребенок.
  • Сколько детей в классе, в котором учится ваш ребенок?
  • Как зовут директора школы?
  • Сколько килограммов весит портфель ученика нашего класса?
  • Сколько уроков физкультуры в неделю у вашего ребенка?

Видишь, какие у нас родители! Все про нас знают, во всем нам хотят помочь. За это мы их любим и хотим, чтобы нашим мамам и папам хотелось быть с нами рядом всегда, вот так, как сегодня.

Игровой тренинг.

Участники (родители) называют свои ассоциации на слово «детство»…

Уважаемые родители! Я проведу с вами игровой тренинг.

- Какую ассоциацию вызывает у вас слово «детство»?

В ходе игры вы должны будете продолжить начатую мною фразу.

В детстве можно…

В детстве нельзя…

Ведущий. Но время летит быстро. Кто-то из них уедет далеко, кто-то останется с вами. А как приятно получить от них письма. Вот и мы сегодня получили необычную почту. Ребята прислали письма из тех далеких лет, которые ждут их впереди. Я знаю, уважаемые родители, что каждому из вас хочется заглянуть в будущее своих детей.

(Звучит песня «Прекрасное далеко», родителям вручаются письма «Я через 20 лет»)

Все четыре года мы пытаемся сблизиться. Это сближение детей и родителей, родителей и учителей, это стремление для сердечного понимания друг друга.

Мы сегодня увидели, насколько родители любят своих детей, готовы ради них на все – играть, рисовать, петь и танцевать.

Мы хотим закончить сегодняшнюю встречу общей песней класса, которую мы сочинили сами, и сохранить ее на долгие годы. (Звучит песня)

В конце встречи родители пишут отзыв о проведенном собрании.