Литературное чтение по теме «В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: способствовать формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности.

Задачи:

  • формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);
  • продолжение работы по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр, различать содержание ( о чём) и форму (как) художественного произведения;
  • обучение самостоятельной работе над текстом произведения (самостоятельно читать; выявлять точку зрения автора и выражать свою; выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)
  • воспитание интереса к чтению и книге;

Оборудование – мультимедиапроектор, экран, компьютер. Приложение.

Форма использованияпроецирование на экран при фронтальной работе с классом.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд)

На доске стихотворение В. Берестова «Лягушата» (слайд)

ЛЯГУШАТА

Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все - герои, ать-два!
Головастиками были, ква-ква!
Дружно хвостиками били - ать-два!
А теперь мы - лягушата, ква-ква!
Прыгай с берега, ребята! Ать-два!
И с хвостом и без хвоста
Жить на свете - красота!
В. Берестов

Чтение про себя, вслух, выразительно.

- Назовите главных героев. Что вы узнали о них?

- Какое произведение вам напомнило это стихотворение?

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

2. Проверка домашнего задания (слайд)

Дома вы прочитали произведение «Лягушка-путешественница». Поделитесь своими первыми впечатлениями.

- Озвучьте название произведения. («Лягушка-путешественница»).

- Назовите автора. (Всеволод Михайлович Гаршин)

- Что узнали о главных героях в этом произведении? (Лягушка, утки)

- Догадались ли, почему так называется это произведение?

- О чём подсказали иллюстрации?

- Задумались ли вы о жанре произведения?

-Что узнали по содержанию?

- Где жила лягушка? Почему она решилась лететь на юг?

- Какой способ передвижения придумала лягушка?

- Почему путешественнице не удалось добраться до тёплых краев?

-Какие новые знания получили по окружающему миру? (слайд)

  1. Лягушки питаются комарами, мошками, а лягушками питаются аисты.
  2. Лягушки квакают только весной.
  3. Стаи уток летят высоко и клином.
  4. Лягушки живут на болоте и в других сырых местах.
  5. Утки останавливаются на отдых.

И так далее.

-Внимательно ли прочитали сказку? Добавь авторские слова. (слайд)

«Ах, какая сегодня прекрасная … погода» (мокрая)

«Решилась высунуть из воды свою ….. голову» (лупоглазую)

«Она полетела … … на землю» (вверх тормашками)

3. Новая тема

1) Рефлексия после первичного чтения (слайд)

-Подумайте и оцените себя на этом этапе работы.

  • Я очень хорошо знаю содержание сказки.
  • Содержание сказки знаю поверхностно.
  • Текст мне непонятен.

-Считаете ли вы достаточными ваши знания по этой сказке?

Необходимо ли продолжить работу? О чём следует ещё поговорить?

2) Словарная работа.

- Значение каких слов вы посмотрели по словарю? (слайд)

Захватило дух – стало трудно дышать от резких движений, волнения, страха, а также от холода и ветра.

Присутствие духа – полное самообладание, уверенность в себе.

Объясните словосочетания (слайд)

Коряга-суковатое затонувшее или лежащее на земле дерево или часть его.

Лакированная спинка - блестящая поверхность спинки.

Паяц-клоун в цирке.

Потренируйтесь в чтении: (слайд)

Происшествие, восхитительно, беспокойство, посторонние, удовольствие, необыкновенный, не оторваться, поблагодарить.

3) Слово об авторе (слайд)

- Назовите автора произведения.

-Послушайте сообщение ребят о писателе, который придумал такую невероятную историю.

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)

Родился 14 февраля 1855г. в Екатеринославской губернии в семье дворян. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.

Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. До 1864 Гаршин, после развода родителей , жил с отцом в имении Харьковской губернии, затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. В 1874 Гаршин поступил в петербургский Горный институт. Спустя два года состоялся его литературный дебют. Это был первый сатирический очерк. В студенческие годы Гаршин выступал в печати со статьями о художниках-передвижниках.

Посмотрите на его портрет. Доброе умное лицо, грустные глаза, а может взгляд с хитринкой, лёгкая улыбка. За свои 33 года жизни он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей, Мало, но эти произведения оказались настолько глубокими, впечатляющими, интересными, что в литературе остались до сих пор. И имя писателя не забыто народом.

Впервые «Лягушка-путешественница» была напечатана в седьмом выпуске детского журнала «Родник» в 1887 году, незадолго до смерти автора. По сути, это последнее сочинение Всеволода Михайловича Гаршина.

Умер Гаршин в Петербурге 5 апреля 1888 года.

4) Работа над составлением плана в виде схемы.

Договариваемся о необходимости более глубокого изучения произведения.

-Предлагаю составить план полёта нашей лягушки с помощью схемы.

-С чего начинается история путешественницы? (С жизни на болоте.)

На доске появляется рисунок- уголочек болота. (слайд)

- Как жилось лягушке? Прочитайте.

-Докажите, что лягушке нравилась прекрасная мокрая погода.

Что повлияло на резкую перемену жизни лягушки? (Встреча с утками)

-Давайте прочитаем об этом. Чтение по абзацам отрывка о беседе лягушки с утками.

-Какое желание появилось у лягушки? (Попасть на юг.)

На доске появляется рисунок- юг. (слайд)

Что узнала лягушка о юге от уток?

-Как птицы рассказывали об этом?

-Что придумала лягушка, чтобы осуществить свою мечту?

-Давайте проследим начало полёта. «Всё стадо поднялось в воздух».

-Почему наши герои объединены в стадо, а не в стаю?

На доске рисунок - утки с лягушкой в воздухе. (слайд)

Чтение отрывка о полёте в первый день цепочкой по предложениям.

- Как проходил полёт?

- Прочитайте, какая картина возникла перед лягушкой? (На доске появляются слова: поля, леса, горы, над которыми летит стадо.) (слайд)

- Пронаблюдайте настроение лягушки.

- Чем закончился полёт в первый день? (Вечером «компания» остановилась в болоте.)

- Какое новое название подобрал автор для наших героев?

Чтение отрывка о полёте во второй день. ( Рисунок- утки с лягушками снова в воздухе. Но птицы летят ниже.) (слайд)

-Как изменилась картина земли сверху? Почему? (На схеме появляются новые слова: сжатые поля, пожелтевшие леса, деревни, полные хлеба в скирдах.) (слайд)

Полёт в третий день. Рисунок - утки с лягушкой значительно ниже. (На схеме слова: деревня, дети, взрослые.) (слайд)

-Как меняется картина, за которой наблюдает лягушка с воздуха? От чего это зависит?

-Что происходит дальше?

Чтение по ролям подготовленными учениками. (Рисунок - лягушка оказалась в грязном пруду.) (слайд)

- Куда упала лягушка?

-Почему это произошло?

-Какое качество характера её подвело?

-Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев похожа лягушка?

-Что общего между вороной и лягушкой?

-Как сказано об этом в пословицах?

Хвастовство само себя наказывает.

Высоко взлетишь да низко упадёшь.

-Чем же закончилось путешествие лягушки? Достигла ли она своей цели? Почему?

-Какая мечта осталась у нашей героини? (Птицы вернутся за ней.)

 Обобщение. Обратите внимание на нашу схему. Как начался и чем закончился полёт лягушки? (слайд)

5) Составление рассказа о лягушке. (слайд)

-Как выглядит в начале сказки? ( Большая, толстая, коричневато – зеленого цвета).

Опишите позу. (Расслабленная, довольная, мордочку выставила навстречу каплям дождя).

Далее в тексте отмечаются отрывки, соответствующие описанию лягушки в разные моменты:

  • испуг лягушки;
  • любопытство взяло верх;
  • сияющая мордочка, когда нашла способ передвижения;
  • страх в полете;
  • выдержка во время полета;
  • забыта осторожность;
  • быстрое ориентирование на новом месте, находчивость.

- Ваше отношение к лягушке?

-Какая она?

(Боязливая, осторожная, любознательная, вежливая, несдержанная, ее волнует мнение окружающих, решительная, отважная, умная, храбрая, любопытная, хвастливая, хитрая, честолюбивая, врунья, изобретательная, сообразительная, смелая, находчивая, неунывающая, жизнерадостная…)

-А как автор относится к ней? (Отношение автора к лягушке очень сложное: он и любуется ею, и жалеет ее, и по-доброму смеется над ней. )

4. Итог урока.

Мы перечитали с вами произведение.

-Подумайте и оцените себя снова. Выскажите свои мысли, закончите предложения. (слайд)

  • Я очень хорошо знаю содержание сказки…
  • Содержание сказки знаю поверхностно…
  • Текст мне непонятен…

Домашнее задание по выбору.(слайд)

  • Перечитайте сказку и придумайте своё продолжение. Как бы вы её закончили?
  • Перечитайте сказку и сделайте к ней рисунок.