Сравнительная характеристика простых веществ – азота и фосфора. 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Учебник. Г.Е, Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс

Количество часов: 1 урок

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: информационно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа в парах и индивидуальная, самоконтроль.

Технологии: составление опорного конспекта, использование ЦОР, тестовый контроль знаний.

Цель урока: На основании строения сравнить свойства простых веществ – азота и фосфора. Исходя из свойств, охарактеризовать  области применения азота и фосфора, способы их промышленного получения.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • рассмотреть строение и физические свойства простых веществ – азота и аллотропных модификаций фосфора;
    • на основании строения спрогнозировать реакционную способность азота и фосфора, рассмотреть характерные химические свойства;
    • формировать умение составлять уравнения химических реакций, рассматривать их с позиции окислительно-восстановительных свойств;
    • рассмотреть области применения и промышленные способы получения азота и фосфора.
  • Развивающие:
    • развивать умения сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи между строением веществ и их свойствами, применением, делать выводы;
    • совершенствовать умения применять полученные знания для объяснения различных фактов, явлений.
  • Воспитательные:
    • воспитывать активность, самостоятельность, интерес к предмету;
    • воспитывать умение работать в парах, способность к самооценке результатов деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация

ХОД УРОКА

Описание слайда  и пояснения по управлению презентацией Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап.   (1 мин.)
  Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Учащиеся готовятся к уроку (тетради, учебники, ПСХЭ)
Актуализация знаний. Постановка цели.(4 мин.)
Слайд 1. Сравнительная характеристика элементов.
Прием педагогической техники: вставка пропущенных слов  в тексте (при нажатии на курсор - появляются пропущенные слова).
Предлагает учащимся дать сравнительную характеристику элементам – азоту и фосфору.

 

Устный ответ учащегося: дает сравнительную характеристику  элементам азоту и фосфору, используя шаблон на слайде, вставляя пропущенное.
Слайд 2. Историческая справка
Иллюстрация портретов ученых, открывших вещества.
Нажатием на курсор выводится этимология названий.
Мотивирование на изучение темы:учащимся предлагается информация об истории открытия азота и фосфора, этимологии их названий.
– Какие свойства азота и фосфора отражены в их названиях?
Слушают информацию.

Фронтальная работа: Перечисляют известные свойства азота и фосфора.

Слайд 3. Тема урока
Слайд 4. План изучения
Постановка учебной проблемы:
– Чем обусловлены эти свойства, какие ещё свойства проявляют азот и фосфор?
– Тема урока: «Простые вещества – азот и фосфор»
Записывают тему, готовят таблицу.
Изучение нового материала. (25 минут)
Слайд 5. Строение и физические свойства азота и аллотропных модификаций фосфора

Гиперссылка 1 – слайд 6 «Строение и физические свойства белого фосфора»
Демонстрация иллюстраций
Гиперссылка 2 – слайд 7 «Строение и физические свойства красного  фосфора»
Демонстрация иллюстраций.
Видеодемонстрация опыта «Сравнение температур воспламенения белого и красного фосфора» (2 мин)

Учитель предлагает охарактеризовать строение молекулы азота и сделать вывод о прочности связи в ней.
– Какой тип связи реализуется в молекуле азота? Сколько общих электронных пар образуется в молекуле азота?
– Составьте схему образования ковалентной связи в молекуле азота.
Далее рассматриваются физические свойства азота.
В отличие от азота фосфор может существовать в виде большого числа аллотропных модификаций, в настоящее время их насчитывается 11, но все многообразие видов можно свести к трем: белый, красный и черный фосфор.
Учитель объясняет явление аллотропии у фосфора,  демонстрирует строение кристаллических решеток белого и красного  фосфора, характеризует физические свойства. (гиперссылки1, 2)
Фронтальная работа: учащиеся отвечают на вопросы
Самостоятельная работа:
записывают в тетради схему образования связи в молекуле азота, его физические свойства.

Рассматривают иллюстрации на экране, знакомятся с характеристикой строения и свойств  каждой модификации, делают краткую запись.
Наблюдают за химической реакцией. Делают вывод об активности разных модификаций фосфора.

Слайд 8. Контрольное задание
Видеофрагмент из фильма «Фосфор» – о собаке Баскервилей. (45 сек)
Учитель предлагает учащимся просмотреть видеофрагмент и ответить на вопрос:
– Как вы считаете, реальны ли данные события? Какую химическую ошибку допустил автор?  Аргументируйте свой ответ.
Фронтальная работа.
Учащиеся комментируют химические ошибки в предложенном видеофрагменте, привлекая знания о физических свойствах белого фосфора.
Слайд 9. Прогнозирование реакционной способности азота и фосфора.
При нажатии курсора выводы появляются на экране
Учащимся предлагается на основании строения веществ спрогнозировать реакционную способность азота и фосфора:
– Что можно сказать о химической  активности азота? Почему?
– Какова химическая активность фосфора в сравнении с азотом? Почему?
– Одинаковую ли реакционную способность проявляют разные модификации фосфора?
– Какие свойства, окислительные или восстановительные, проявляют азот и фосфор в химических реакциях?
Фронтальная работа.
На основании строения, учащиеся делают выводы  о низкой активности азота и высокой реакционной способности белого фосфора. Отмечают снижение химической активности от белого фосфора к черному. Делают заключение об окислительно-восстановительной двойственности свойств.
Слайд 10. Окислительные свойства азота и фосфора
На слайде схемы реакций.

Вывод записи уравнений для проверки  осуществляется нажатием на курсор

Предлагается составить уравнения реакций, характеризующих окислительные свойства азота и фосфора: с литием, кальцием, водородом. (схемы на слайде)
Учитель консультирует слабых учащихся.

Осуществляется проверка нажатием на кнопку мыши: на слайде появляются уравнения реакций

Самостоятельная работа в парах:
Делают в тетради запись уравнений реакции, показывают переход электронов,  определяют окислитель и восстановитель.
Проверяют, задают вопросы, если они возникают.
Слайд 11. Восстановительные свойства азота и фосфора
На слайде схемы реакций.

Вывод записи уравнений для проверки  осуществляется нажатием на курсор

Предлагается составить уравнения реакций, характеризующих восстановительные свойства азота и фосфора: с кислородом, хлором. (схемы на слайде)
Учитель консультирует слабых учащихся.
Осуществляется проверка нажатием на кнопку мыши: на слайде появляются уравнения реакций
Самостоятельная работа в парах:
Делают в тетради запись уравнений реакции, показывают переход электронов,  определяют окислитель и восстановитель.
Проверяют, задают вопросы, если они возникают.
Слайд 12. Взаимодействие красного фосфора с бертолетовой солью.

На слайде иллюстрации, схема реакции.

Вывод записи уравнения и электронного баланса для проверки  осуществляется нажатием на курсор

Учитель рассказывает о взаимодействии красного фосфора с хлоратом калия,
предлагает записать уравнение реакции и расставить коэффициенты методом электронного баланса.
Осуществляет проверку составления уравнения реакции, электронного баланса.

Далее учащимся предлагается самостоятельно расставить коэффициенты в уравнениях взаимодействия фосфора с азотной и серной конц. кислотами (Приложение 1)

Самостоятельная работа в парах:
Делают в тетради запись уравнения реакции, составляют электронный баланс,  определяют процессы окисления, восстановления, окислитель и восстановитель.
Индивидуально выполняют контрольное задание.
Слайд 13. Получение азота и фосфора
Иллюстрации.
– Азот встречается в природе в соединениях и в свободном состоянии, а фосфор – только в соединениях. Чем это объясняется?
– Какое сырье используют в промышленности для получения азота, фосфора?
Далее учитель рассказывает о промышленных способах получения азота и фосфора.
Отвечают на вопросы.
Слушают информацию, делают записи в тетрадях.
Слайды 14, 15. Применение азота и фосфора.
Иллюстрации.
Предлагает обсудить области применения азота и фосфора, опираясь на свойства. Фронтальная работа:
обсуждение областей применения азота и фосфора.
Кратко записывают области применения азота и фосфора.
Контроль усвоения знаний. (8 минут)
Слайд 16. Контроль знаний
Интерактивный тест: нажатием на кнопку «вопрос» открывается формулировка; нажимается выбранный ответ; зажигается красный значок в случае неверного ответа, зеленый – в случае верного.
Учащимся предлагается тестовое задание (Приложение 1)
Проверка с использованием интерактивной модели теста.

 

Индивидуальная работа по вариантам.
Выполняют тест (6 вопросов – 5 минут).
Проверка выполнения работы, оценивание.
Домашнее задание (2 мин)
Слайд 17. Домашнее задание
§15,16,21
стр.52, №2, стр. 70 №2,4,5
Задача: Вычислите массу фосфора, образующегося из 1 кг фосфата кальция, содержащего 5% примесей.
Учитель комментирует домашнее задание. Запись Д/З