Программа дополнительного образования "Игра как средство экономического воспитания дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

В связи с возникновением в нашей стране особой социально – экономической ситуации, переходом к рыночному механизму хозяйствования экономическое воспитание и образование приобретает особое значение, появляется необходимость в формировании нового экономического мышления, соответствующего измененным условиям жизни.
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, деловитость.

Новизна программы  заключается в постановке самой проблемы, как предмета специального изучения. Решение проблемы экономического воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования нравственного воспитания в целом, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Актуальность рассмотрения данной темы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Отсутствие системы в работе по экономическому образованию в дошкольных учреждениях, отсутствие бережного отношения к вещам, не принадлежащим лично детям, недостаточная материально-техническая база дошкольных учреждений в создании предметно-развивающей среды способствовали созданию программы экономического воспитания дошкольников.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам.
В результате анализа содержания работы по экономическому воспитанию детей в двух подготовительных группах в сентябре 2008 года были выявлены  проблемы, которые способствовали поиску наиболее эффективных методов и средств экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством  экономического воспитания ребёнка 6-7 лет.

Целью программы является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начал экономической культуры средствами игры.

Задачи

  • Познакомить детей с теоретической основой экономических наук (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями,  знакомство с современными рыночными отношениями).
  • Формировать  умение применять экономические знания в конкретных условиях, элементарных экономических расчетах, рациональном использовании доступных материальных ценностей.
  • Способствовать развитию умений соизмерять собственные потребности с материальными возможностями.
  • Воспитывать навыки бережного отношения ко всем видам собственности, уважения интересов отдельной личности и других членов общества, привитие уважения к труду и людям труда.

Отличительной особенностью данной программы является отсутствие специально-организованной деятельности детей. Игры с экономическим содержанием используются в совместной деятельности с взрослым, в индивидуальной работе, в досугах, развлечениях, театрализованной и экспериментальной деятельности, в самостоятельной и игровой деятельности, в режимных моментах.

Основными формами реализации программных задач является игра, наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность.
По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экономического воспитания. Поэтому участниками реализации программы являются дети 6-7 лет. Срок реализации программы 1 год.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации задач экономического воспитания предполагается, что дети приобретут:

  • необходимый минимум экономических знаний (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах, как эквиваленте результата человеческого труда и др.);
  • экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями; умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств; проявлять бережливость в повседневной практической деятельности; умение правильно употреблять в речи экономические понятия и др.);
  • экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность).

Мониторинг усвоения экономических знаний осуществляется на основе  методики А.Д. Шатовой в начале и конце учебного года. Используются  такие формы обследования как блиц-опрос, беседы с детьми, анкетирование родителей.

Содержание программы

Теоретической основой опыта являются идеи  развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Л.А. Занкова, проблемного обучсения М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, М.Н. Скаткина, В.С. Безрукова и личностно-ориентированной модели воспитания М.В. Клариной, В.И. Логиновой, Н.Н. Подьякова) В работе использованы идеи авторской программы А.Д Шатовой «Дошкольник и …экономика».

Принципы реализации программы:

  • Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
  • Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
  • Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
  • Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно-коммуникативных технологий).
  • Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
  • Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности.

Реализация задач экономического воспитания предполагает следующие направления работы:

  • проведение анализа уровня экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста;
  • обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;
  • создание картотеки игр;
  • организация и проведение интегрированных занятий с использованием игр с экономическим содержанием;
  • накопление информационной базы по теме;
  • составление плана работы;
  • взаимодействие с родителями.

Работа по приобщению дошкольников к экономической культуре через игру  строится на основе дидактических принципов:

от простого к сложному;
– от известного к неизвестному;
– от занимательного к новому.

Игры сгруппированы в четыре блока:

Таблица 1. Распределение игр по блокам.

Блок

Задачи

Игры

Мир денег Знакомство с денежными знаками, установление зависимости между качеством товара и прибылью при его продаже «Банк», «Банкомат», «Монетный двор», «Универсам», «Пункт обмена валюты»
Мой город Сведения о производстве полезных товаров, профессиях людей «Кондитерская фабрика», «Ателье», «Фермер», «Завод
Мир товаров Знакомство с разными формами сбыта продукции «Рынок», «Аукцион», «Рекламное агентство», «Дом книги», «Детская лотерея»
Моя страна Знакомство с ресурсами своего края, региона, страны «Путешествие товаров», «Геологи», «Нефтяники», «Газовики», «Почта»

Основными условиями экономического развития у дошкольников является:

– взаимосвязь экономического воспитания с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);
– использование разных видов деятельности;
– четкое определение содержания экономического воспитания;
– использование эффективных средств диагностики, контроля экономического воспитания.
– взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;
– создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);
–  экономическая грамотность самих взрослых.

Методическое обеспечение

Основными формами организации деятельности детей по экономическому воспитанию являются:

  • совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика?», «Что мы знаем об экономике?», «Что хотим узнать?», «Как мы будем это узнавать?»;
  • проведение бесед, создание проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих решать экономические задачи;
  • создание обогащённой развивающей среды в группах;
  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье;
  •  включение детей в социоигровые ситуации
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы, выставки);
  • дидактические игры: “Веселые повара”, “Придумай рекламу”, “В доме зарплата”, “Береги все, что нас окружает”, “Накорми животных”, “Детки с чьей ветки?”, “Что из чего изготовлено”, “Подбери витрины магазинов”, “На необитаемом острове”.
  • организация и проведение сюжетно ролевых игр «Магазин», «Банк», «Кафе», «Супермаркет» и т.д.;
  • сюжетно-дидактические игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции «Обмен», «Маленькие покупки», «Маршруты товаров», «Что быстрее купят?» и т.д.;
  • подборка пословиц и поговорок.

Формы работы с родителями

Реализация задач по экономическому воспитанию осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями.

  • анкетирование (цель: определение мнения по поводу важности экономического аспекта воспитания, необходимости формирования  у ребенка экономически значимых качеств, знаний и умений);Информационные листы (памятки, советы, мини-консультации);
  • участие в конкурсах, выставках, ярмарках, аукционах, викторинах экономического содержания;
  • родительские собрания (цель: вовлечь родителей в процесс экономического образования детей, разъяснить необходимость привлечения детей к рациональному ведению домашнего хозяйства, к расчету бюджета, рационализации потребностей детей соразмерно материальным  возможностям семьи, привлечение родителей к процессу передачи экономической информации);
  • индивидуальные экскурсии родителей с детьми (в банк, магазин, к терминалу, аптеку, и т.д.);
  • участие родителей в  дидактических играх экономического содержания.

Методы и приёмы, используемые при реализации программы

Приемы организации детей в процессе обучения:

  • Работа небольшими группами;
  • Создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;

Приемы активизации умственной активности детей:

  • Включение игровых упражнений;
  • Активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
  • Выполнение нетрадиционных заданий;
  • Решение проблемных ситуаций.
  • Моделирование и анализ заданных ситуаций

Приемы обучения:

  • Показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
  • Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
  • Пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
  • Вопросы к детям.

Тематическое планирование (Приложение 1)

Литература

1. Архипова, Е.А. Экономическое воспитание детей: (В системе дошкольного образования) Пралеска. – 2000.– №6. – с. 14-19.
2. Ботько, А.В. Сущность экономического воспитания на современном этапе
3. Глазырина. Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника: справ. и метод. материалы / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
4. Казакова, Н. Мы любим рекламу!: (Экономическое образование дошкольников)  Обруч. – 1999.– №1 – с. 29-31.
5. Как знакомить детей с денежными единицами: (Учителя Монтессори – шк. об экономическом образовании дошкольников] // Обруч. – 1999.– №1 – с. 24-25.
6. Левчук, З.К. Нравственно – экономическое воспитание дошкольников и перспективы //Актуальные проблемы теории и истории педагогики. – Витебск, 2006. – с. 158 – 161.
7. Леонова, Е.А. Педагогические аспекты экономического воспитания дошкольников /Е.А. Леонова // Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка. – Мн.,2005. – с. 128-130.
8. Лысенко, В. Встречи у гнома Эконома: (Об экономическом образовании дошкольников)  Открытый урок. Еженед. прил. к «Учительской газете». – 1997. – №15. – с.2.
19. Нарушева, Г. Экономика и дошкольник: актуально ли?: [Программа курса] // Обруч. – 1997. №4. С. 23-24.
10. Прокофьева, О.О. Мы и экономика: [формирование основ экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста]/ О.Прокофьева // Пралеска. – 2006. – № 7. – с.17-18.
11. Прокофьева, О.О. Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста //Дошкольное детство: наука – практике. – Могилев, 2006. – с.112-115.
12. Савкусанова, Л. Экономика и человек: [О программе экономического образования дошкольников] // Обруч. – 1999. – № 1. с. 27-28.
13. Селиванова, Н. Царица Экономика: Программа и занятия // Пралеска. – 1997. – №10. – с. 22-24.
14. Шатова, А.Д. Дошкольник и ... экономика //Обруч. – 1999. – №1. – с. 29-31.
15. Шатова, А.Д.Программа «Дошкольник и экономика»: [О формировании у ребенка экономических знаний, экономического мышления] //Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000. – с. 179-18
16. Шатова, А.Д. Становление начал ценностных ориентаций: [Об экономическом воспитании дошкольников] // Образование и рынок. – 1997. № 1. – с. 4-7.
17. Шведова, И.Ф. Экономическая азбука для детей и взрослых. М., 1992. Вып. 1
18. Экономическая азбука для детей дошкольного возраста / Могилев. обл. ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и специалистов образования; Сост. Солдатенко Г.Л. – Могилев, 2000. – 41 с.