Трудности адаптации пятиклассников к школе

Разделы: Работа с родителями


Задачи собрания:

  • Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе.
  • Предложить практические советы по адаптации ребенка к школе.

Форма проведения: круглый стол.

Основные вопросы для обсуждения:

  1. Физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
  2. Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе.
  3. Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.
  4. Родительский практикум.

Анкетирование родителей пятиклассников.

Какие трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в пятом классе.

  1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
  2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
  3. С чем это, по вашему мнению, связано?
  4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
  5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?

Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшается сон и аппетит.

Причины плохой адаптации в 5-м классе:

  1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять.
  2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочником и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
  3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.

Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Специалист должны обратить внимание родителей на следующие моменты:

  • изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки;
  • быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
  • изменение в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.

Рекомендации для родителей

  • Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
  • Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
  • Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
  • Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
  • Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

«Психологические проблемы адаптации пятиклассников к школьному обучению и условия их успешного преодоления»

  1. Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.
  2. Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.
  3. Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.
  4. Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
  5. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе.

Рекомендации для родителей

Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.

  • Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
  • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
  • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
  • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
  • Учет темперамента в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чу4вствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
  • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
  • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
  • Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимать чужого, но и свое не отдавай.
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
  • Не дерись без причины.
  • Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
  • Играй честно, не подводи своих товарищей.
  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
  • Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
  • Из-за отметок не плачь, будь гордым.
  • С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
  • Старайся быть аккуратным.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.

Классный руководитель готовит для родителей анализ результативности учебной деятельности учащихся по материалам анкетирования учителей.

Каждый учитель, работающий в классе, готовит памятки для учащихся по своему предмету, а классный руководитель раздает их на родительском собрании.