Вычитание двузначных чисел. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели урока:

  • Закрепить умения устных приёмов сложения и вычитания двузначного и однозначного числа с переходом через десяток.
  • Развивать умения переносить знания, умения и навыки в новую ситуацию для решения проблем.
  • Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. "Яркий образ".

Я хочу рассказать вам одну историю. Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не сумел на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку.

Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка у мудреца:

- Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если он скажет -мёртвая, я разомкну ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный".

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, живая или мёртвая?" И тогда мудрец сказал "Всё в твоих руках:"

Да, действительно, всё в руках каждого из нас. Я надеюсь, что и на сегодняшнем уроке математики всё будет в ваших руках и у вас всё получится. Всё в ваших руках?

2. Мотивация.

В последующей работе за каждое правильно выполненное задание откладывайте себе, сами себя оценивая:

  • красный круг - за задание правильное,
  • зелёный круг - за задание с 1 ошибкой,
  • жёлтый круг - за задание с 2 ошибками

III. Минутка чистописания

Ребята, а какой сейчас месяц?

- Какое число?

- А теперь, откройте тетради и запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

- Задумайте число от 0 до 10 и запишите его, дальше через запятую вы будете записывать только ответы, а вычисления выполняйте устно:

"К задуманному числу, которое вы записали, прибавьте 30 и запишите ответ; от полученной суммы отнимите свое задуманное число и опять запишите ответ; прибавьте число 14 и запишите ответ; теперь отнимите 4 и запишите ответ. У вас у всех в ответе будет 40".

- Поднимите руки, у кого не получилось число 40. Значит, вы допустили ошибку в вычислениях, но я надеюсь, что в следующий раз вы будете внимательней.

IV. Устный счет.

1. Индивидуальная работа.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

№1. Реши задачу:

На клумбе распустилось 9 астр и 5 георгинов, когда распустилось ещё несколько цветов, их всего стало 20.

Сколько цветов ещё распустилось?

№2. Вставь вместо "звёздочки *" пропущенные числа:

90 - 53 = 90 -* - 3 = *

58 - 20 = 50 - 20 + *

№3.Реши задачу:

Во дворе гуляло 7 кур и 4 петуха, когда несколько птиц ушло, осталось 5. Сколько птиц ушло?

№4. В каком выражении знак сравнения поставлен неверно.

а) 7+5+3=5+7+3

б) 9+6-3>8+7-4

в) 8+8+8< 8+8+7

№5. Найди верные высказывания и поставь знак " + ", неверные - знак "-":

1. Если 27 увеличить на 30 то получится 60.

2. Разность чисел 49 и 5 равна 44.

3. Если 79 уменьшить на 8, то получится 704. Сумма чисел 54 и 3 равна 57.

2. Задачи.

- Прочитайте и сравните задачи.

Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов, Лена - 7. Остальные - Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня?   Девочки собирали землянику. Маша набрала 8 стаканов. Лена - 7. Остальные - Таня. Сколько стаканов земляники набрала Таня, если все девочки набрали 20 стаканов?

Подумайте, в какой задаче выможете ответить на вопрос, а в какой - нет и почему?

3. Работа с геометрическим материалом.

  • Какие геометрические фигуры лежат у вас на парте?
  • Сколько треугольников?
  • Сложите из этих треугольников квадрат.
  • Что мы можем сказать о квадрате?

V. Сообщение темы урока.

Сегодня мы продолжим закреплять навыки сложения и вычитания двузначных чисел.

VI. Работа по теме урока.

Задание № 9 (с. 64).

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Составьте условие задачи по данным иллюстрациям.

- Прочитайте данные выше вопросы.

- Запишите кратко условие задачи.

Запись:

Решение:

1) 35 - 17 = 18 (шт.) - меньше красных роз, чем белых.

2) 43 - 35 = 8 (шт.) - больше желтых роз, чем белых.

3) 17 + 35 = 52 (шт.) - красных и белых.

4) 35 + 43 = 78 (шт.) - белых и желтых.

5) 52 + 43 = 95 (шт.) - роз всего.

Задание № 13 (с. 65).

- Сравните выражения в первом и втором столбике. Чем они похожи? (Первое слагаемое - 15, а второе слагаемое увеличивается на 10.)

- Как изменяются результаты в этих столбиках? (Значения сумм увеличивается на 10.)

- Проверьте свои высказывания, выполнив сложение.

- Сравните выражения в третьем и четвертом столбиках. Чем они похожи? (Уменьшаемое - одинаковое число - 50.)

- Чем они отличаются? (Вычитаемое увеличивается на 5 в каждом следующем выражении.)

- Как изменяются результаты в этих выражениях? (Значение разности уменьшается на 5 единиц.)

- Проверьте свои высказывания, выполнив вычитание в столбик.

Физминутка.

VII. Повторение пройденного материала.

Работа по учебнику.

Задание № 19 (с. 66).

- Прочитайте задачу.

- Что известно?

- Что требуется найти?

Решение:

1. Сколько было бы ребят, если бы мальчиков было столько, сколько девочек?

12 - 4 = 8 (чел.)

I способ: 12 - 4 = 8 (чел.)

или

II способ: 4 + 4 = 8 (чел.)

О т в е т: 8 мальчиков.

2. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 94.

- Как узнать, "на сколько больше"?

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подошёл к концу.

  • Какое задание понравилось больше всего?
  • Какое из заданий было самым интересным; самым трудным?
  • Оцените свою работу на уроке.

А теперь посмотрите на бабочку. Помните историю про мудреца? Что он сказал? А что было сегодня в наших руках?

Всё сегодня было в ваших руках и у вас всё получилось.

IX. Домашнее задание.

С. 65 №12