Учебная программа курса "Культура делового общения"

Разделы: Социальная педагогика


Тема №1 Средства общения. Структура, виды и формы общения. (8 ч.)

Введение. Знакомство с целями курса. Общение и его стороны. Средства общения.

Виды основных взаимоотношений между людьми. Устойчивость и изменчивость человеческих взаимоотношений. Понятие стиля общения. Виды стилей общения: духовное, светское, деловое, примитивное, манипулятивное, формально-ролевое (ритуальное), гуманистическое. Невербальные средства общения: мимика, визуальный контакт, позы и жесты, походка. Межличностная дистанция. Позиции в общении. Различные “Я”-состояния человека. Состояние “Родитель”. Состояние “Ребёнок”). Состояние “Взрослый”. Проявление различных “Я”-состояний в поведении.

Тема №2 Восприятие и понимание людьми друг друга. (l0 ч.)

Составляющие перцептивной стороны общения. Восприятие человеком самого себя самовосприятие. Восприятие собеседника. Первое впечатление. Механизмы межличностного восприятия (эффекты первичности, новизны, ореола; проекция). Стереотипы общения. Их виды (антропологические, этнонациональные, социальные). Влияние фактора превосходства (ошибка статуса), влияние фактора привлекательности (ошибка привлекательности), влияние фактора отношения к нам (ошибка отношения). Визуализация. Самоподача. Виды самоподач (самоподачи превосходства, привлекательности, отношения).

Тема №3 Индивидуальные особенности личности в деловой сфере. (8 ч.)

Индивидуальность. Личность. Темперамент и его особенности. Характер и его основные черты. Воля и её основные задачи. Приёмы формирования волевых качеств личности. Способности - важное проявление успеха в профессиональной деятельности. Связь способностей с деятельностью человека. Виды способностей. Зависимость между способностями, умениями и навыками. Эмоции и чувства. Их отличия. Виды эмоций и чувств. Внешнее проявление эмоций. Значение эмоций в жизни человека. Связь эмоциональных реакций с их физиологическими проявлениями. Эмоции в общении. Управление своими эмоциями и чувствами. Способы снижения эмоциональной напряжённости, разрядка отрицательных эмоций и техники самоуспокоения. Конструктивное выражение негативных чувств.

Тема №4 Специфика делового общения. (2 ч.)

Деловая беседа как основная форма делового общения. Специфика делового общения. Этапы деловой беседы. Начало беседы. Установление контакта. Основная фаза беседы. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Принятие решения и завершение деловой беседы. Особенности письменного делового общения. Составление деловых писем. Заявление, доверенность, характеристика.

Тема №5 Конструктивное преодоление конфликтов. (2 ч.)

Понятие “конфликт”, основные элементы конфликта. Виды конфликтов и их особенности. Стили реагирования в конфликтных ситуациях. Конструктивное разрешение конфликтов. Основные правила поведения в конфликтной ситуации.

Тема №6 Зачётная работа. Защита рефератов. (2 ч.)

Учебно-тематический план

№  п/п Раздел, темы Количество часов
1. Средства общения. Структура, виды и функции общения. 8
1.1. Общение. Структура и средства общения. 2
1.2. Виды взаимоотношений между людьми. 2
1.3. Стили общения. 2
1.4. Позиции в общении. 2
2. Восприятие и понимание людьми друг друга. 10
2.1. Первое впечатление. Механизмы межличностного восприятия. 4
2.2. Стереотипы общения. 4
2.3. Самоподача. 2
3. Индивидуальные особенности личности в деловой сфере. 8
3.1. Темперамент. 2
3.2. Характер и воля. 2
3.3. Способности - важное условие в профессиональной деятельности. 2
3.4. Эмоции и чувства. 2
4. Специфика делового общения. 2
4.1. Деловая беседа как основная форма делового общения. Письменное деловое общение. 2
5. Конструктивное преодоление конфликтов. 2
5.1. Виды конфликтов, их особенности. Конструктивное разрешение конфликтов. 2
6. Зачётная работа. Защита рефератов. 2
  Итого: 32