Открытый урок технологии. Тема: "Технология облицовки вертикальных поверхностей керамической плиткой на мастике"

Разделы: Технология


ГБОУ СПО Колледж метростроя № 53 имени М.Ф. Панова готовит специалистов для строительной отрасли. На занятиях по предметам специальных дисциплин и производственному обучению по профессии “Мастер отделочных строительных работ”, учащиеся получают знания и умения необходимые им для дальнейшей работы на строительстве объектов города Москвы. Данный урок является практическим занятием по теме “Технология облицовка вертикальных поверхностей керамической плиткой на мастике”.

Методическое обоснование темы.

Тема программы. “Технология облицовки вертикальных поверхностей” одна из ведущих тем специальной технологии. В теме рассматриваются основные виды облицовочно-плиточных работ. Учащиеся должны приобрести знания на уровне ориентировочной основы практических действий. Основное содержание темы составляет инструкционно-технологический материал, непосредственно связанный с производственным обучением.

Урок “Технология облицовка вертикальных поверхностей керамической плиткой на мастике” ключевой в данной теме, так как в результате его усвоения учащиеся приобретают знания общего технологического принципа облицовки плитками вертикальных поверхностей.

Для лучшего уяснения темы и приближения к производственному процессу требуется систематизация по операциям технологического процесса и сопоставления с процессом облицовки на цементном растворе. Систематизация и сопоставление оформляется в виде таблицы и в виде практических упражнений в учебном классе-мастерской.

При изучении темы преподаватель знакомит учащихся с технологическим процессом облицовки вертикальных поверхностей, мастер производственного обучения показывает приемы работ. Показ каждого действия сопровождается его обоснованием.

Межпредметная связь.

Урок технологии “Технология облицовки стен керамическими плитками на мастике” бинарный взаимосвязан с производственным обучением по теме: “Облицовка стен керамическими плитками на мастике” и предметами теории: охрана труда, материаловедение, черчение, математика.

Цель урока.

Образовательная цель.

  1. Сформировать у обучающихся знания о технологическом процессе облицовки стен глазурованными плитками.
  2. Закрепить знания о понятиях технологическая операция, технологическая дисциплина.
  3. Формирование умений применять полученные ранее знания для решения учебно – производственных задач;
  4. Создать условия к овладению новой технологии мотивированного практического применения знаний, навыков и умений.

Воспитывающая цель.

  1. Прививать обучающимся познавательный интерес к профессии “Мастер отделочных строительных работ” посредством применения бинарного урока.
  2. Воспитание культуры взаимоотношений при работе в группе.
  3. Вызвать ответственное отношение к неукоснительному соблюдению технологической дисциплины как главного условия высокого качества работы.

Развивающая цель.

  1. Развитие у учащихся внимания наблюдательности, воли, настойчивости в достижении цели.
  2. Развития умений и привычек самосовершенствования в избранной профессии.
  3. Развитие познавательных и профессиональных интересов и способностей.

Учебные цели:

В процессе изучения темы необходимо:

  • Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами, приспособлениями, материалами.
  • Отработать приемы нанесения мастики на основание и на плитку.
  • Отработать приемы укладки плитки на стену.
  • Научить учащихся:
    составлять карту технологического процесса облицовки вертикальных поверхностей керамической плиткой на мастике;
  • провешиванию поверхностей с установкой рейки;
  • вынесению отметок уровня чистого пола;
  • определять нужное число плиток для первого ряда и для всей поверхности;
  • порядку способам крепления вертикальных поверхностей керамическими плитками;
  • экономному расходованию материалов;
  • бережному обращению с инструментами, качественному выполнению работы;
  • чистоте и аккуратности в работе.

Проведение урока: класс-мастерская.

Ход занятия

Перед началом работы проводится вводный инструктаж по технике безопасности.

Затем проводится проверка теоретических знаний (устный опрос) по пройденным темам с практическим показом.

  • Каким образом задается будущая поверхность облицовки?
  • Какие факторы надо учесть при определении плоскости?
  • Перечислите инструменты, применяемые для облицовки поверхностей.
  • В чем заключается подготовка плиток?
  • Назовите приспособления для облицовки стен плитками.
  • Что представляют собой маяки?
  • Как провешивается поверхность; где устраиваются маячные плитки?
  • Как обеспечить расположение всех рядовых плиток облицовки в одной плоскости с маячными плитками?
  • Какие операции проводят при подготовке вертикальных поверхностей по облицовку?
  • Для чего провешивают вертикальные поверхности?
  • Назовите и сравните виды облицовок, в чем преимущества и недостатки каждого вида?

Найденные ответы тут же подтверждаются практическими действиями учащихся на демонстрационном стенде.

Краткая характеристика темы.

Облицовочные работы традиционно связываются с выполнением работ из керамической плитки. Плитки отличаются прочностью, влагонепроницаемостью, они гигиеничны, легко очищаемы, не горючи, обладают высокими эксплуатационными свойствами, поэтому широко распространены в строительстве. Перед другими способами отделки облицовка имеет преимущества по долговечности, декоративным качествам и срокам исполнения. Важным критерием качества плитки является правильная геометрия, т.е. четко установленные размеры, идеально ровная поверхность и бездефектный внешний вид.

В настоящее время плитки и плиты укладывают преимущественно на тонкий слой мастики (раствора). Плитки, наклеенные на мастику или клей, имеют более прочное сцепление с основанием, чем плитки, уложенные на цементно-песчаный раствор. Поэтому для приклеивания плиток необходимо применять специализированные смеси. Для внутренних работ при облицовке вертикальных поверхностей могут использоваться цементно-полимерные смеси с добавкой акриловых дисперсий или водоразбавляемых эпоксидных смол. При облицовочных работах во влажных помещениях (бассейны, бани и т. д.) применяются цементно-полимерные на основе эпоксидных составов. Эти сухие смеси производятся в виде порошка и затворяются на рабочем месте.

Особенности темы.

  • Новая технология основывается на предварительной подготовке поверхностей выравнивающим штукатурным слоем, и только потом, клеится плитка по затвердевшей поверхности на тонком слое мастики. При таком способе работ удается избежать воздействия усадки слоя цементно-песчаного раствора и за счет клеевой мастики придает эластичность соединению.
  • Раствор наносится в горизонтальном направлении, создавая как бы препятствия случайного проникновения воды по стене.
  • “Начесанный” (шероховатый) раствор способен оставаться клейким ограниченное время, поэтому мастику наносят на подготовленное основание на высоту одного ряда.
  • Чтобы плитки схватывались прочно, раствор или клей должен схватиться по возможности на всей площади поверхности плитки или минимум на 65 % ее поверхности.
  • Швы между плитками должны быть не более 2,5 мм. Их временно оставляют незаполненными (24 ч), чтобы схватывалась прослойка.
  • Для каждого основания необходимо выбирать соответствующий клеящий материал и метод его нанесения. Грунтовка, уплотнение и раствор для тонкого слоя должны быть друг с другом совместимы.

Связь темы с другими материалами тем.

Тема “Технология облицовки вертикальных поверхностей керамической плиткой на мастике” связана с темой “Технология облицовки вертикальных поверхностей керамической плиткой на растворе”

Связь заключается в одинаковой подготовке и провешивания поверхностей под облицовку.

Основными элементами подготовки являются:

  • Проверка поверхности контрольным правилом.
  • Насечка бетонной поверхности, а также кирпичной выполненной в полный шов.
  • Очистка поверхности от загрязнений и жировых пятен.
  • Оштукатуривание цементно-песчаным раствором толщиной не менее 10 мм.
  • Огрунтовка поверхностей специальными грунтовками или 7-8% раствором полимерцементной дисперсии.

Для огрунтовки поверхности под облицовку будем использовать дисперсионную грунтовку на основе акриловой смолы или акрилокополимеризата.

Основные качества грунтовки:

  • жидкие при высыхании превращаются в вязкоэластичные защитные грунтовки, которые хорошо схватываются. Поры и капилляры основания закрываются, пыль схватывается, поверхности укрепляются.
  • Уменьшает впитываемость основания и препятствует быстрому вытягиванию воды из раствора.
  • Дисперсионные грунтовки разводятся водой, имеют нейтральный запах, быстро сохнут, водостойкие и водонепроницаемые.
  • разводят водой 1:1.
  • грунтовку наносят валиком или кистью.

Переходим к последующим операциям технологического процесса:

  1. Выносим отметки уровня чистого пола (мастер производственного обучения и учащийся выносят отметки на стенах).
  2. Делаем разметку и провешивание поверхностей с установкой причальных шнуров. (Показ мастера производственного обучения.)
  3. Устанавливаем направляющую рейку для первого ряда и маячные плитки. (Мастер и учащийся устанавливают рейку и маячные плитки.)
  4. Плитку сортируем по цвету, размеру, убрать плитку с дефектами.
  5. Рассчитываем: какое количество раствора (мастики) и плиток необходимо для оклеивания кабин в учебных мастерских расчет облицовочных материалов (обучающиеся проходили ранее на уроке материаловедения, технологии, и математики).

Поэтому можно предложить вопросы для повторения изученной темы и самостоятельную работу:

  1. Как правильно рассчитать необходимое количество плиток для облицовки кабины высота 2м. 40 см? ширина 3 м. размер плитки 20X30 (мм)
  2. Как рассчитать количество мастики необходимо для облицовки кабины, если расход мастики …4 кг. на м2”.
  3. Начертите разверстку помещения и разметьте кратность плиток на поверхности стен.
    Обучающиеся самостоятельно рассчитывают необходимое количество плиток, мастики, чертят разверстку помещения.
  4. Самостоятельная работа по составлению операций технологической карты “Облицовка поверхностей керамическими плитками на мастике”.

Технология работы при облицовке стен керамическими плитками на мастике.

Группа делится на звенья из 5 учащихся. Для достижения качества облицовки и повышения производительности труда целесообразно выполнять все работы звеном.

Подготовим рабочее место:

Рабочее место организуем так, чтобы необходимые материалы и инвентарь были удобно размещены. В помещении должно быть хорошее освещение.

На рабочем должна быть спецодежда, специальная обувь, защитные очки, перчатки.

  1. Подготовка инструментов: кисть, валик, плиточная лопатка, зубчатый шпатель, резиновый шпатель, пластмассовые крестики; для резки плиток: кусачки, плиткорез, резец.
  2. Инвентарь и приспособления: инвентарный столик, двухколесная тележка, рабочий столик плиточника, ведро, емкость для мастики.
  3. Подготовка материала: грунтовка, мастика, затирка для плитки, крестики, ветошь.

Начинаем от середины стены, насухо раскладываем плитки и определяем число в ряду. Начинаем укладку плитки с нижнего горизонтального ряда, опирающего на рейку, установленную на уровне чистого пола. На подготовленную загрунтованную поверхность наносим мастику зубчатым шпателем, распределяя ее на поверхности стены до получения ровной и гладкой поверхности. Затем “прочесываем” мастику зубчатым шпателем (угол наклона 60°) горизонтальными движениями на высоту одной плитки.

Плитку без мастики прикладываем к основанию тыльной стороной, осаживаем ее на уровень маячной плитки или причального шнура. Плитку придавливаем в мастику с усилием и легким сдвигом устанавливаем до нужного уровня.

Уложив первый ряд в углах, плитку вырезаем на плиткорезе или резцом.

Затем приступаем к облицовке последующих рядов. Швы оставляем незаполненными и выдерживаем 24 часа, чтобы схватилась прослойка. Плитку протираем ветошью от мастики.

Затирку швов выполняем специальным шовным заполнителем с помощью резинового шпателя.

Сначала мастику наносим поперек швов, затем лишнюю мастику срезаем, проводя шпателем вдоль шва. После заполнения швов чуть влажной губкой стираем шовный заполнитель с поверхности облицовки.

В ходе выполнения работы происходит проверка знаний по технике безопасности.