Урок физики в 8-м классе. Тема: Решение задач на соединения проводников"

Разделы: Физика


Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков с использованием средств ИКТ.

Структура.

1. Тема, цель и задачи урока.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний, умений и навыков.

4. Самостоятельная работа учащихся под контролем учителя.

5. Сдача и проверка работ.

Цель урока: закрепить ЗУН учащихся по теме и проверить их знания на примере выполнения теста в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

развивающие: развивать умения применять знания на практике, формировать умения и навыки учебного труда, формировать качества ума (сообразительность, гибкость, самостоятельность, экономичность), развивать познавательные процессы (внимание, память, восприятие);

воспитательные: воспитывать трудолюбие, коллективизм, чувство долга, умение ценить и принимать мнения других людей, рефлексию своего труда;

образовательные: научить учащихся применять ЗУН на практике, создать на уроке ситуацию, дублирующую сдачу единого государственного экзамена.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная - взаимопроверка.

План урока:

1. Организационный момент. Настрой на работу. Объяснение цели урока.

2. Разминка (слайды 2-16 <Приложение 1>). Решение кроссворда. Поиск ключевого слова (фронтальная работа).

Вопросы кроссворда.

1. Источник тока, в котором внутренняя энергия нагревателя превращается в электрическую.

2. Источник тока, в котором световая энергия непосредственно превращается в электрическую.

3. Металл, лучший проводник электричества.

4. Явление упорядоченного движения заряжённых частиц.

5. Итальянский учёный, построивший первый источник тока.

6. Часть электрической цепи, служащая для соединения остальных её частей.

7. Частицы, оказывающие сопротивление при движении электронов.

8. Часть электрической цепи, служащая для её замыкания и размыкания.

9. Одно из мест на источнике тока, к которому присоединена клемма для включения его в электрическую цепь.

10. Частица, основной носитель отрицательного заряда в электрической цепи.

11. Итальянский учёный, в честь которого названы элементы - химические источники тока.

12. Источник тока, требующий предварительной зарядки.

3. Практическая работа (слайды 17-19 <Приложение 1>) “Собрать электрическую цепь и найти её общее сопротивление” (групповая работа с оцениванием деятельности учащихся).

4. Выполнение тестового задания в формате ЕГЭ (слайды 20-22 <Приложение 1>) с заполнением бланков регистрации и ответов 1 (2 варианта, 5 заданий - А1-А3, В1-В2) (индивидуальная работа с взаимопроверкой в паре).

I вариант

А1. Какое из перечисленных действий электрического тока лишнее?

1. Магнитное. 2. Тепловое. 3. Механическое. 4. Химическое.

А2. Чему равна сила тока в электрической лампе карманного фонаря, если сопротивление нити накала 15 Ом и подключена она к батарейке 4,5 В?

1. 3,3. А 2. 0,3 А. 3. 67,5. А 4. 3 А.

А3. Определите напряжение на концах проводника, сопротивление которого 20 Ом, если сила тока в проводнике 0,4 А.

1. 8 В. 2. 80 В. 3. 50 В. 4. 0,02 В

В1. Две электрические лампы включены параллельно под напряжение 120 В. Определите общую силу тока, если сопротивление одной лампы 200 Ом, а другой - 300 Ом.

В2. Обмотка реостата, изготовленная из никелиновой проволоки, имеет сопротивление 36 Ом. Какой длины эта проволока, если площадь её поперечного сечения равна 0,2 мм2? (удельное сопротивление никелина 0,4 Ом*мм2/м).

II вариант

А1. Какая из этих частиц не входит в состав атома?

1. Электрон. 2. Позитрон. 3. Нейтрон. 4. Протон.

А2. Определите силу тока в спирали электрической плитки, включённой в цепь напряжением 120 В, если сопротивление спирали при работе плитки равно 24 Ом.

1. 2880 А. 2. 5 А. 3. 0,2 А. 4. 0,5 А.

А3. Найти сопротивление электрической лампы, сила тока в которой 0,5 А при напряжении 120 В.

1. 60 Ом. 2. 0,004 Ом. 3. 240 Ом. 4. 24 Ом.

В1. Две электрические лампы включены последовательно под напряжение 220 В. Определите общую силу тока, если сопротивление одной лампы 200 Ом, а другой - 240 Ом.

В2. Какой длины надо взять медную проволоку площадью поперечного сечения 0,5 мм2, чтобы сопротивление её было равно 34 Ом? (Удельное сопротивление меди 0,017 Ом*мм2/м).

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Дополнение: кроссворд в текстовом и табличном форматах и схемы электрических цепей прилагаются для использования учителем (по необходимости) <Приложение 2>, <Приложение 3>, <Приложение 4>.