Урок экологии в 6-м класе. Тема: "Природные сообщества и их структура. Растительные сообщества Красноярского края"

Разделы: Экология


Тема раздела: «ПРИРОДНЫЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА».

Урок 1: «Природные сообщества и их структура. Растительные сообщества Красноярского края».

Цели:

  • Расширение представлений о роли и многообразии растений в природе Красноярского края.
  • Развитие самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
  • Воспитание экологически грамотного отношения к природе.

Задачи:

  • Сформировать основные понятия по теме урока;
  • Ознакомить учащихся с видами природных, растительных сообществ Красноярского края, типами растительности;
  • Развивать коммуникативную компетентность учащихся через реализацию различных форм организации учебной деятельности;
  • Развивать умения работать с учебной литературой, самостоятельно приобретать необходимые знания, умения, навыки.

Основные понятия (выписаны на доске):

  • природные сообщества (природные комплексы, биогеоценозы),
  • факторы живой (биотические) и неживой (абиотические) природы.
  • экологическая система (экосистема),
  • растительное сообщества (фитоценоз),
  • естественные и искусственные растительные сообщества, типы растительных сообществ,
  • растительность, типы растительности.

Материалы и оборудование, учебная литература:

  1. Цветные фотографии, рисунки различных природных и искусственных ландшафтов.
  2. Листы ватмана формата А1, А2 для выполнения задания в составе малых групп (3-6 чел.).
  3. Дидактические карточки:
    • с фрагментами текстов учебников «А» и «Б»,
    • с заданиями для работы в составе малых групп («Блок-1» и «Блок-2»),
    • дидактическая карточка (для групп, работающих по заданиям Блока-2) «Классификация растительных сообществ».
  4. Цифровая или аудиозапись музыки П.И. Чайковского.
  5. Видеопроектор, экран, персональный компьютер.
  6. Подбор анимационных фотографий по теме урока.
  7. Природа и экология Красноярского края. Учебник для учащихся 6-го класса. – Красноярск: издательство «Платина», 2007, с. 86-87 (урок 61).
  8. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. с. 238, 250-253 (§56).

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний, умений и навыков. Постановка проблемной задачи.
  3. Изучение новых знаний и способов действий.
  4. Первичное закрепление полученных знаний.
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход занятия

Этап изучения новых знаний и способов действий:

  1. Природные сообщества, биогеоценозы, экосистемы.
  2. Многообразие экосистем, их компоненты, экосистемы Красноярского края.
  3. Естественные и искусственные растительные сообщества, типы растительных сообществ.
  4. Растительность, типы растительности.

Постановка проблемного вопроса: «Являются ли природные сообщества системой или представляют случайный набор организмов, не связанных между собой?»

Вопросы для фронтальной беседы (3 мин.):

  • Были вы в сосновом лесу? В Еловом? Березовом?
  • Чем они отличаются?
  • Какие растения в этих сообществах?
  • В каких лесах больше птиц, насекомых, трав?
  • Обращали ли Вы внимания, на каких почвах произрастают различные виды деревьев и трав? Приведите примеры.
  • Как Вы думаете: одинаковое ли количество влаги и света необходимо для различных растений (кувшинки и кактуса, березы и рогоза)?

Итогом фронтальной беседы становится вывод «формулы-определения» понятия «природное сообщество» с выделением основной компоненты данного понятия (3 мин.):

Природные сообщества = Состав почвы + Влажность + Освещение + Видовой состав растений (травы, деревья, кустарники, бактерии, водоросли) + Видовой состав животных (насекомых, птиц, зверей)

Задания для работы в парах (7 мин.):

  1. Прочитать текст «А» со стр.86 учебника «Природа и экология Красноярского края» (с.86).
  2. Сформулировать определение понятия «природное сообщество», пользуясь текстом учебника и схемой «формулы-определения».
  3. Выписать понятия-синонимы термину «природные сообщества».
  4. Прочитать текст «Б» со стр. 238 учебника Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения.
  5. Составить схему «Экологические факторы» (дать определение понятия и классификацию).
  6. Что такое экологическая система (дать формулировку понятия).

А. Фрагмент текста учебника Природа и экология Красноярского края. Учебник для учащихся 6-го класса. – Красноярск: издательство «Платина», 2007, с.86 (для работы в парах):

«…при описании местности географы и экологи используют сведения о климате, рельефе, геологических породах, растениях и животных. Все эти объекты столь тесно связаны друг с другом, что образуют некое единство, природный комплекс (рис. 1, 2, 3), который обычно называют ландшафтом (есть у него и другое название – геобиоценоз).

Таким образом, закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растений, животных и почв на определенной территории – называется природным комплексом.

Б. Фрагмент текста учебника Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000, с.238 для работы в парах:

Среда жизни растения слагается из множества различных элементов, воздействующих на организм. Отдельные элементы внешней среды носят название экологических факторов.

Экологические факторы, действующие на организм, можно разделить на две основные группы:

  1. Факторы живой природы, или биотические, связанные с влиянием со стороны других живых организмов (растений, животных, человека).                           
  2. Факторы неживой природы, или абиотические. К ним относят свет, температуру, влажность, состав водной, воздушной, почвенной среды и др.

Для жизни организмов, составляющих природные сообщества, необходимы определенные условия. Условия жизни зависят от влияния различных экологических факторов. Вы уже знаете, что практически для всего живого на Земле источником энергии служит солнце.

Энергия солнечного света поступает в природные сообщества в результате фотосинтеза зеленых растений. Органические вещества, образовавшиеся в процессе фотосинтеза, служат источником энергии для самих растений и для их потребителей.

Таким образом, важнейшую роль в природном сообществе играют растения, поэтому мы будем рассматривать особенности природных сообществ на их примере.

Все экологические факторы оказывают влияние на растение и нужны для их жизни. Но особенно резкие изменения во внешнем облике и во внутреннем строении растения вызывают такие факторы неживой природы, как свет, температура, влажность.

Обсуждение итогов работы в парах. Проверка итоговых записей учащихся в тетрадях при работе в парах (4 мин.).

Работа в составе малых групп (3-6 чел.)- 6 мин.:

Каждая группа выполняет один из двух блоков заданий:

Блок 1:

  1. Пользуясь схемой «формулы-определения» сформулируйте определение понятия «растительное сообщество».
  2. Определите, какое понятие является понятием более высокого уровня «природное сообщество» или «растительное сообщество».
  3. Отобразите схематически соотношение двух понятий, что между ними общего, и чем они отличаются друг от друга.

Блок 2:

  1. Пользуясь схемой дидактической карточки сформулируйте определение понятий «Естественные растительные сообщества» и «Искусственные растительные сообщества»;
  2. Назовите и выпишите в тетрадь понятия-синонимы понятиям «Естественные растительные сообщества» и «Искусственные растительные сообщества»;
  3. Приведите примеры естественных и искусственных растительных сообществ, встречающихся в вашем населенном пункте, заполните таблицу.

Дидактическая карточка

(для групп, работающих по заданиям Блока-2):

«Классификация растительных сообществ»:

Таблица:

Естественные и искусственные растительные сообщества

Растительные сообщества
Естественные Искусственные
 1.    1.  
 2.    2.  
 3.    3.  
 4.    4.  
 5.    5.  

Обсуждение итогов работы в составе малых групп. Запись основных выводов и определений (6 мин.).

Запись определения в тетрадях:

Растительное сообщество (фитоценоз) – это группа растений приспособленных к определенным условиям жизни на определенной территории.

Классификация растительных сообществ по влиянию деятельности человека (запись схемы на доске и в тетрадях):            

Таблица:

Естественные и искусственные растительные сообщества

Растительные сообщества
Естественные Искусственные
1.  Лес: 1.  Лесополоса, искусственный лес
Еловый (бор)
Сосновый (бор)
Смешанный (лиственные и хвойные породы деревьев)
Лиственный (березовый)
Лиственный (березовый)
Лиственный (березовый)
 2. Луг  2. Поле
 3. Болото  3. Парк
 4. Водоем (озеро)  4. Водоем (пруд)
 5. Степь  5. Сад, огород

В ходе фронтальной беседы (2 мин.) учащиеся дают свои версии ответов на проблемный вопрос, заданный в начале урока «Являются ли природные сообщества системой или представляют случайный набор организмов, не связанных между собой?»

Первичное закрепление полученных знаний:

Работа в составе малых групп (3-6 чел.)

Пользуясь цветными фотографиями, рисунками на листах бумаги (формата А1, А2) нарисовать представителей одного из предложенных на выбор природного, растительного сообщества с указанием 4-5 видов растений, характерных для данного сообщества (6 мин.)

Предлагаемые сообщества: лес, луг, степь, водоемы Красноярского края

Учащимся рекомендуется пользоваться текстом и иллюстрациями учебников:

  1. Природа и экология Красноярского края. Учебник для учащихся 6-го класса. – Красноярск: издательство «Платина», 2007, с.86 (урок 61).
  2. Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2000. с. 250-253 (§ 56).

Во время выполнения задания звучит запись музыки П.И. Чайковского.

На экран через видеопроектор проецируются анимационные фотографии с изображением местных естественных и искусственных ландшафтов.

По окончании работы учитель говорит, что защита своих схем-рисунков и дальнейшая работа над ними будет проходить на следующем учебном занятии.

Домашнее задание (3 мин.):

  1. Ответить на вопросы с. 87 учебника Природа и экология Красноярского края. Учебник для учащихся 6-го класса. – Красноярск: издательство «Платина», 2007, (урок 61).
  2. Записать в тетрадь таблицу 2 со стр. 87 учебника «Соответствие земных оболочек и компонентов природы».
  3. Ответить на вопросы с. 253 учебника Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000.

Перспективное домашнее задание на учебный раздел «Природные и растительные сообщества»:

На альбомных (картонных) листах (формат А4, А3) составьте опорный конспект по теме «Взаимосвязи в природном сообществе», используя:

  • понятия сегодняшнего урока;
  • понятия, выделенные значком «!» учебника Пасечник В.В. (Биология. 6 класс. Бактерии, грибы, растения: Учеб. Для общеобразоват. учеб. Заведений.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. с. 252, 257);
  • текста учебника Природа и экология Красноярского края. (Учебник для учащихся 6-го класса. – Красноярск: издательство «Платина», 2007, с.84-86, 86-87, 92-101.

Примечание:

  1. учащиеся выбирают для составления опорного конспекта по желанию одно из местных природных сообществ.
  2. ввиду сложности текст домашнего задания раздается учащимся в распечатанном виде, учитель устно поясняет и конкретизирует, что нужно выполнить к следующему уроку, а что – к окончанию изучения учебного раздела.