Использование технических средств при работе над социально-нравственным воспитанием дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Социально-нравственное воспитание всегда являлось одним из важных составляющих воспитания дошкольников. Понятия "хорошо" и "плохо" - с этого начинаем мы нравственное воспитание у малышей. Особенно важно не оставлять на потом, не говорить, что ребенок еще маленький, нет, именно в младшем и среднем возрасте (начиная с трех - четырех лет), ребенок должен осознавать последствия своих поступков, понимать кто поступил хорошо, а кто поступил плохо.

Воспитать нравственные качества у дошкольников нам поможет сказка. Ведь она до сих пор является важным средством в воспитании ребенка.

Жизнь современных детей отличается обилием источников получаемой информации: телевидение, компьютер и многое другое, со всем этим дети знакомы чуть ли не с раннего возраста. Именно поэтому мы должны в своей работе с детьми использовать все эти технические достижения. Ни для кого не секрет, что дети любят современные сказки, точнее сказать, мультфильмы со сказочным сюжетом. Одним из самых любимых является мультфильм "Лунтик". Я считаю, мы должны быть благодарны создателям этого мультфильма за содержание их историй, которые легко можно использовать на занятиях. Большое количество этих историй посвящены проблемам нравственного воспитания. Чтобы донести до детей полезную информацию, нам необходимо применять все технические новинки в детском саду, используя и мультипликацию.

Использование компьютера и мультимедийной аппаратуры, конечно, помогает и дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Мультимедийная презентация является удобным и эффектным способом представления информации детям. Она сочетает в себе динамику, звук и изображение, то есть те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. В результате применения мультимедийной аппаратуры, дети лучше воспринимают изучаемый материал, у них резко повышается интерес к занятию, а так же полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.

Таким образом, я считаю, что одной из наиболее эффективных форм работы с детьми в детском саду - это проведение занятий с применением мультимедийной аппаратуры и компьютера.

Цель:

  • Научить детей правильно выбирать друзей.
  • Воспитать в детях умение правильно дружить.
  • Умение анализировать увиденное и сопоставлять с реальной жизнью.

Оборудование: мультимедийная аппаратура, музыкальный центр, диск с мультфильмом, мягкая игрушка Лунтик.

Сюрпризный момент: "Дерево сказок" (небольшое дерево изготовленное из ветвей туи с прикрепленными к нему книжками - малышками по количеству детей)

Ход занятия

Организационный Момент. Звучит музыка. В группу входит воспитатель.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы поговорим о чем-то очень интересном. Посмотрите - ка, я пришла к вам не одна. Угадайте, кто это?

Дети: Это Лунтик.

Воспитатель: Правильно, ребята. Это всем известный и любимый Лунтик. Ребята, вы наверняка все видели мультфильм с участием Лунтика, а давайте вспомним его друзей. Как их зовут? (работа со слайдами, на которых изображены персонажи мультфильма "Лунтик")

Дети перечисляют имена персонажей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот как много друзей у Лунтика. А у вас есть друзья? А как их зовут? (Индивидуальная работа с детьми. Дети перечисляют своих друзей).

Воспитатель: Как здорово, что у каждого из вас тоже есть друзья. Я очень этому рада. Поэтому сегодня мы узнаем как правильно выбирать друзей и Лунтик нам поможет в этом. Сейчас мы посмотрим мультфильм, а вы, ребята, смотрите внимательно, потому что я буду останавливать и задавать вам вопросы, на которые вы должны постараться ответить.

Детальный просмотр 4 серии мультфильма о Лунтике "Как стать другом"

Сюжет 1. На экране Вупсень и Пупсень жуют траву:

Вупсень: Надоело жевать одно и то же. Когда мы, наконец, станем бабочками?

Пупсень: А как ими вообще становятся?

Вупсень: А я откуда знаю? Мы же вместе уроки прогуливали

(Из ямы появляется Корней Корнеевич).

Корней Корнеевич: Эх, вы - друзья - прогульщики:

Вупсень: Точно! Мы друзья - прогульщики!

Стоп - кадр

Воспитатель: Ребята, как Вупсень и Пупсень себя называют?

Дети: Друзья - прогульщики.

Воспитатель: Значит, что они делают?

Дети: Прогуливают занятия.

Воспитатель: Как вы думаете, это правильно?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет дальше.

Сюжет 2. На экране к Вупсеню и Пупсеню подошел Лунтик

Вупсень: В чем дело, ты кто такой?

Лунтик: Я лунная пчела, я упал с луны

Пупсень: Смотри, Вупсень, живой лунатик!

Лунтик: А вы кто?

Вупсень: Мы друзья - прогульщики!

Лунтик: Привет, друзья - прогульщики.

Пупсень: Ты нам не друг!

Лунтик: А как стать другом?

Стоп - кадр

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем ответить на вопрос Лунтика, как стать другом?

Ответы детей.

Сюжет 3. На экране Вупсень, Пупсень и Лунтик.

Вупсень: Друг - это серьезно, и дружбу надо заслужить.

Лунтик: А что надо делать

Вупсень: Для начала ты должен раскачать вон тот цветок

(он показывает на цветок, на котором резвятся и играют бабочки)

Лунтик: С радостью!

(начинает трясти цветок, бабочкам это не понравилось и они улетели)

Кажется там кто-то был.

Вупсень: Был да сплыл. Не бойся, бабочкам это нравится.

Лунтик: Тихо! Слышите, какая красивая песенка?

(в это время на другом цветке сидит еще одна бабочка и распевает песенку)

Вупсень: Если качнуть цветок будет еще лучше!

(Лунтик раскачивает цветок, но и на этот раз бабочка улетает)

Лунтик: (обращается к бабочке)Разве тебе не нравится?

(Вупсень и Пупсень хохочут над Лунтиком)

Вупсень: Ты смотри, как нам сегодня везет.

Лунтик: Я не хочу с вами дружить!

Стоп - кадр

Воспитатель: Ребята, а почему Лунтик сказал Вупсеню и Пупсеню, что он не хочет с ними дружить?

(Ответы детей)

Воспитатель: А правильное ли решение принял Лунтик - не дружить с Вупсенем и Пупсенем?

(Ответы детей)

Воспитатель: А вы бы дружили с теми, кто учит плохому?

( Ответы детей)

Сюжет 4. На экране Вупсень, Пупсень и Лунтик.

Пупсень: Это почему ты не хочешь?

Лунтик: Не хочу никого обижать.

Вупсень: Не так просто, ты теперь с нами повязан!

Лунтик: А как мне с вами развязаться?

Вупсень: Легко и просто! Нужно наполнить эту яму водой

(показывает на яму, где живет Корней Корнеевич).

(Лунтик начинает заливать водой яму)

Лунтик: Все теперь я развязался?

(Корней Корнеевич начинает звать на помощь)

Корней Корнеевич: Помогите, тону!

Лунтик: Почему вы тоните?

Корней Корнеевич: Кто - то налил воду в мой домик.

Лунтик: Я наливал воду в ямку

Корней Корнеевич: А зачем ты это сделал?

Лунтик: Гусеницы сказали.

Корней Корнеевич: Эти прогульщики?! Эх, ты. Прежде чем что - то сделать обдумай хорошенько.

Стоп - кадр

Воспитатель: Вот видите, ребята, даже Корней Корнеевич заметил, что прежде чем что-то сделать, надо подумать. Смотрим, что же произошло дальше.

Сюжет 5. Встреча Лунтика с кузнечиком Кузей.

(Лунтик сидит на берегу реки. Кузнечик Кузя прыгнул и попал в воду. Лунтик помогает ему выбраться из воды)

Кузя: Спасибо, друг!

Лунтик: Что ты сказал? Друг? А что мне нужно сделать?

Кузя: Для дружбы? Для дружбы надо захотеть дружить. Здравствуй, друг!

Лунтик: Здравствуй, друг! А разве так можно?

Кузя: Конечно можно! А иначе это не дружба.

Стоп - кадр

Воспитатель: Ребята, Лунтик опять задает вопрос, но только теперь Кузе: как стать другом? Что он ответил?

Дети: Нужно только захотеть.

Воспитатель: А вы обратили внимание, на то, что при этом Лунтик помог Кузе выбраться из воды. Ведь выручать друга из беды это самое главное в дружбе. Даже есть такая поговорка - друг познается в беде. Как вы думаете, что она означает?

(Ответы детей)

Сюжет 6. На экране Лунтик и Кузя встречают Пчеленка.

(На цветке сидит Пчеленок и собирает пыльцу)

Лунтик: Здравствуй, друг!

Пчеленок: Привет.

Кузя: Не так, скажи: "Здравствуй, друг!"

Пчеленок: Здравствуй, друг!

Лунтик: Значит и Пчеленок наш друг!

Конец мультфильма.

Воспитатель: Ребята, с кем еще подружился Кузя?

Дети: С Пчеленком.

Воспитатель: Пчеленок и Кузя - хорошие и добрые, они не учат плохому, как Вупсень и Пупсень, поэтому Лунтик и стал с ними дружить. Надо правильно выбирать себе друзей. Ну а теперь, давайте немного подвигаемся.

Физкультминутка

Лунтик в гости к нам пришел
И друзей своих привел.
Кузнечик Кузя друг его
Это знаем мы давно.
Есть тетя Мотя - черепаха
Есть дядя Шер, есть баба Капа
Есть паук - дядя Шнюк
Есть бабочки красавицы
Они всем очень нравятся
Дети маршируют

Прыжки на месте
Дети грозят пальцем
Качаются, руки вдоль туловища
Машут руками, как крыльями
Полуприседание, выставляя руки вперед попеременно
Кружатся на носках, взмахивая кистями вверх - вниз

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами посмотрели серию из мультфильма про Лунтика. Что нового вы узнали?

(Ответы детей)

Воспитатель: О дружбе, ребята, можно говорить очень много. Ведь чтобы дружить и быть настоящим другом нужно знать как вести себя, что можно и нельзя прощать другу, как отличить хорошего друга от плохого. Всему этому вы обязательно научитесь и я уверена у вас все получится! Ребята, Лунтик пришел к вам не с пустыми руками. Он принес вам вот эту волшебную коробку. А что же в ней?

(Воспитатель под музыку открывает коробку и оттуда достает "Дерево сказок")

Воспитатель: Ребята, смотрите - ка, это же Дерево сказок. Сколько тут красочных и интересных книжек. Ребятки это все вам, выбирайте каждый себе по сказке. А что мы должны сказать Лунтику за его подарок?

Дети: Большое спасибо!

Воспитатель: Ну вот, ребята, на этом наше занятие закончено и Лунтику пора возвращаться.

До свидания!