Логопедическое занятие с дошкольниками. Тема: "Родственные слова. Зима"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Познакомить в доступной форме с понятием «родственные слова».
  • Учить выбирать их из связного текста.

Задачи:

  • уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;
  • развивать мышление, фонематические представления;
  • воспитывать эмоциональный отклик на увиденное и услышанное.

Оборудование: массажный мяч, воздушные тренажеры «Метель», запись на кассете ветра, зашифрованное слово зима, «лыжи» из пластиковых бутылок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед встречает детей на ковре и приветствует их.

– Перед вами на карточке зашифровано слово. Разгадав его вы узнаете о чем мы будем говорить на занятии. Назовите первые звуки в словах, а затем сложите их вместе в слово.

– Назовите зимние месяцы.

– Что часто наблюдаем мы зимой? (Снег, ветер, мороз, холод, вьюги)

– Значит зима какая ? (Логопед бросает мяч ребенку. Он возвращает мяч и называет прилагательное образованное от существительного сказанного ранее.)

II. Артикуляционная гимнастика

– Предлагаю вам пройти за рабочие места и поиграть с нашим веселым язычком, но сначала отгадайте загадку.

Что за нелепый человек
Пробрался в двадцать первый век?
Морковка – нос, в руке – метла.
Боится солнца и тепла. (Снеговик)

– Молодцы! Первое упражнение «Снеговик улыбается», Упр. «Лопатка», упр. «Сосулька», упр. «Горка». (Логопед показывает упражнение, дети выполняют его и контролируют его выполнение в индивидуальных зеркалах.)

III. Дыхательная гимнастика

– Зимой в природе можно услышать разные звуки. Послушайте и определите, что это? (Звук вьюги)

– Давайте мы тоже устроим в стаканах вьюгу. Глубоко вдохните, вытяните губы трубочкой, не надувая щек подуйте в соломинку. (В пластиковых стаканах на дне лежат белые конфетти.)

IV. Новый материал

– Послушайте стихотворение о зиме и определите какие слова, звучат похоже?

Снег, снежинки, снегопад!
Называть слова я рада...
Веселой снежною зимой
Играем мы в снежки с тобой.
Из снега будет снеговик –
Ведь к снегопадам он привык.
А дед Мороз на Новый год
С собой Снегурочку ведет.

(Во время чтения стихотворения на экране появляются изображения снега, снежинки, снегопада, снежной зимы, игры в снежки, снеговика, снегурочки.)

– Какие слова звучат, похоже?

– Давайте выясним значения этих слов. (Логопед называет слово, а дети дают объяснение значения слова.)

  • Снежинка – капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег – скопление снежинок.
  • Снегопад – момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима – зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки – комочки из снега.
  • Снеговик – фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка – сказочный персонаж из снега.

– Все эти слова похожи друг на друга общей частью. Какой?

– Те слова которые имеют похожую общую часть называют родственными словами. Про них даже сложено стихотворение.

Мы слова похожие,
Как родственники схожие.
И живем одной семьей.

V. Упражнение «Разбей на слоги»

– Давайте определим сколько слогов в этих родственных словах. Положите ладони на столы и отстучите каждый слог. (Дети по очереди называют, сколько слогов в названном слове.)

VI. Физминутка

– Ребята, какие зимние развлечения вы знаете? Я предлагаю вам представить, что мы вышли на улицу покататься на лыжах. Пройдите на ковер, представьте что это лыжи, наденьте их, встаньте в ряд, представьте, что у вас в руках палки. (Логопед предлагает детям надеть на ноги, вырезанные из пластиковых бутылок, стилизованные лыжи). Пойдемте прямо друг за другом, повернем налево, опять идем прямо, поворачиваем направо и т.д. На улице очень холодно. У вас замёрзли руки, давайте подуем на них и потрем. (Выполнить 3 раза.) Еще у вас замерз лоб, потрем его, потрем щеки, верхнюю губу, нижнюю губу, уши. (Выполняется поглаживание по массажным линиям). «Поехали домой», «приехали», снимаем «лыжи», пройдите за столы.

VII. Развитие зрительного восприятия

– На ваших столах листы бумаги, переверните их. Соедините точки и определите, какой получился предмет. (Изображения: лыжи, шапка, шуба, санки, варежки, птица)

– Составьте предложение с данным словом.

VIILЗакрепление

– Ребята, разгадайте загадку.

Белый мороз
К палочке прирос.
Молочное, шоколадное
И всегда прохладное. (Мороженое.)

– Найдите в тексте загадки слово – «родственник» к слову – отгадке.

– Подберите слова – «родственники» к слову «мороз». (Морозец, морозище, морозный, заморозить, отморозить, Морозко). (Если задание вызывает затруднение, логопед помогает детям вопросами.)

– Как назовем сильный мороз? (Морозище.)

– Как ласково назовем мороз? (Морозец.)

– Что можно сделать с продуктами в холодильнике? (Заморозить.)

– Если мороз сильный, то нос можно ... (отморозить).

– Как зовут сказочного героя? (Морозко.)

IX. Игра «Кто лишний»

– Ребята, посмотрите на доску и определите, какие картинки здесь лишние и почему?

*снег     *велосипед *снеговик      * лопата   * снегурочка.

X. Итог

– Молодцы! Пройдите на ковер. Что вам понравилось на занятии?

– А мне понравилось... (Логопед дает оценку действиям детей)

– Ребята, можно есть снежки или льдинки? Почему?

– Я подарю вам сладкие снежки, от которых горло не болит. (Логопед раздает детям зефир). До свидания.

Список литературы

  1. Александрина И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи. / И.Н. Александрина // Логопед. – 2008. – №1. – С. 22-33
  2. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. Сентябрь-январь. / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 448 с.
  3. Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодалению фонетико-фонематического недоразвития у детей./ Т.Б.Филичева, Г.ВЧиркина.// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / Под ред. Г.ВЧиркиной – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.