Уро обучения грамоте в 1-м классе. Тема: "Письмо строчной буквы ц"

Разделы: Начальная школа


Цели урока.

1. Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного текста.

2. Развивать образную память, мелкую моторику руки, глазомер, орфографическую зоркость. Закрепить знания о видах соединения букв при письме, научиться соединять строчную ц с другими буквами. Упражнять детей в звуковом анализе слов, делении слов на слоги.

3. Воспитывать положительное отношение к письму как в виду речевой деятельности.

- Способствовать развитию здорового образа жизни и снятию утомляемости на уроке.

- Воспитывать аккуратность, любовь к русскому языку.

Формировать:

- учебно-коммуникативные умения: умение слушать учителя, одноклассников; слушать объяснение учителя и усваивать основные положения;

- учебно-организационные умения: самостоятельно готовить рабочее место для урока письма, соблюдать гигиенические требования во время письма (посадка при письме, держать правильно ручку); умение работать в заданном темпе.

Оборудование: презентация к уроку, индивидуальные карточки, прописи В.А. Илюхиной, ручки, цветные и простые карандаши, ластик.

Ход урока

I. Организационный момент

Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Все ль готово там к уроку?
Все ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь,
На места свои садитесь.
Начинается урок.
Пусть нам всем пойдет он впрок.

II. Сообщение темы урока.

- С какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? Какой звук она обозначает?

- Это звук гласный или согласный? Почему согласный?

- Дайте характеристику звуку? [Ц] - сог., тв., глух.

- Раскрасим печатную букву каким цветом? (Синим)

- Как вы думаете, какую букву будем учиться писать на уроке письма?

- Сегодня на уроке письма мы продолжим говорить об этих звуках и их букве, будем учиться писать строчную букву ц и соединять её с другими буквами, повторим изученное о предложении.

III. Актуализация опорных знаний.

Продолжим наш урок с одной истории. Послушайте.

Когда-nо давным-давно жила на свете ленивая курица-наседка. Она была такая ленивая, что, снеся однажды яичко, не стала его высиживать, забралась под скамейку и там уснула. А яичко осталось лежать и ему было скучно. Слайд №3 (Презентация)

Но тут пришла тетя Маша, она подложила яичко ленивой курочки. А наседке так хотелось спать, что она этого даже не заметила. Так во сне и высидела птенчика.

- Назовите, кто он? (Цыплёнок). Слайд №3

- Раскрасим цыплёнка

IV. Работа по теме урока. Письмо строчной буквы ц.

- Откроем прописи на с. 29 Слайд №4

Работа со схемой слова

- Сколько слогов? (3)

- Раскрасим схему слова цыплёнок.

- Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: Ц. Слайд №5

Одинаковые ли они по написанию? (Нет)

Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.

- Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква ц.

Поэлементный анализ буквы

- Из каких элементов состоит буква ц? (Буква ц состоит из трёх элементов)

- У каких букв встречаются эти элементы? (И, у)

- Объяснение и показ учителя.

- Обводим в воздухе под счёт. (Раз – и- два –и)

1) Письмо буквы ц.

- Пишем без отрыва. Расстояние между буквами размер одной буквы и.

2) Письмо слогов - слияний. Слайд №6

Прочитайте слог и проанализируйте.

ца - цапля, курица, пословица.

цо - танцор, кольцо.

цу - танцуют, цукат (сваренные плоды (корки) в сахарном сиропе)

це - цех, цепь, солнце, полотенце.

- Слог – слияние пишем без отрыва руки, а также соединения букв, которые нам встретятся при написании слов.

Физминутка.

Киска Анфиска закрыла глаза.
Киска Анфиска открыла глаза.
Налево посмотрела, направо посмотрела,
Быстро, быстро поморгала
И работать снова стала.

- Пока мы отдыхали, наш цыплёнок решил узнать значение слов, которые записаны в прописях: цирк, кузнец.

- Как вы ребята объяснили бы ему? Слайд №7

3) Запись слов.

цирк – 1 слог

кузнец- 2 слога

Игра “Один, много”. (Курица - курицы, петух – петухи, утка – утки, индюк – индюки)

Птица – птицы.

Царица – царицы.

Птенец – птенцы.

- Как образовались слова?

- Запишите самостоятельно.

4) Давайте посмотрим на еще одни пары слов. Прочитаем: орёл - орлица.

- Что вы можете сказать про эту пару слов?

- Различны ли слова? Чем?

- Запишем слова к словам тигр, медведь.

Медведь – словарное слово. (Подчеркнуть орфограммы)

V. Итог.

Наш цыпленок был с нами весь урок. Как вы думаете, ему было интересно?

- Какую букву мы научились писать?

- Какой звук она обозначает?

- Правописание какого слова надо запомнить?

Презентация 1