Развитие памяти в системе музыкального обучения ДШИ

Разделы: Музыка, Общепедагогические технологии


В настоящее время Детская школа искусств испытывает большие затруднения в наборе учащихся и работы с детьми. Это связано с несколькими причинами. Вот некоторые из них:

  • демографическая ситуация;
  • компьютеризация досуга детей;
  • загруженность в школе;
  • слабое физическое здоровье, плохая память.

Обучение музыкальному искусству уходит на дальний план. Отсюда следует, что перед педагогами школ искусств и музыкальных школ стоят более сложные задачи в пропаганде своего дела. Предмет «сольфеджио» является в музыкальном обучении наиболее сложным и не любимым. Сольфеджио по программе уделяется всего 1-1,5 ч. в неделю. Что можно у спеть за это короткое время, как уложится в программные требования? В провинциальной местности эти задачи усложняются, так как мало слухового опыта по причине отдаленности от центра музыкальной культуры, низкая мотивация и др.

Актуальность данной работы заключается в том, как средства и методы по развитию памяти легко применимы в работе по музыкальному обучению и воспитанию.

Цель работы – укрепление памяти посредством обучения музыке.

Задача – создание определенной системы запоминания, хранения и воспроизведения нужной информации, т.е. развития памяти, посредством музыкального обучения.

Полученный результат:

  • развитие образной памяти(эйдетика) ;
  • развитие логического мышления;
  • сохранение информации посредством образов;
  • применение методов ассоциаций фонетических и визуальных;
  • позитивный настрой урока;
  • воспитание внимания;
  • использование приемов мнемотехники;
  • создание физической разгрузки на уроке;
  • развитие творческого воображения ;
  • придумывание пиктограмм;
  • развитие связной речи;
  • умение кратко конспектировать текст;
  • создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

Решение определенных психологических задач:

  • приобретение уверенности в себе;
  • повышение работоспособности;
  • достижение творческого вдохновения, когда все задачи решаются легко;
  • улучшение психического здоровья.

Формы и методы работы на уроке сольфеджио.

Психологические приемы, используемые на уроке.

  1. Учащиеся сидят за круглым столом:
    • облегчает контакт с учащимися;
    • для изучения темы проще использовать игровые методы.
  2. Сложный и новый материал урока подавать в самом начале и повторять в конце урока обязательно. Изучение новой темы в середине урока бессмысленно для основной массы учеников.
  3. При подаче сложного материала в середине урока пересаживаться на другое место.
  4. Во время выполнения самостоятельных работ, при переписывании материала, ставить на тихой громкости фонограммы классической музыки (А. Вивальди, П. Чайковского и др.)
    • создание благоприятной эмоциональной атмосферы;
    • ознакомление и узнавание шедевров музыкального искусства;
    • принятие звучание классической музыки.
  5. Во время опроса ученика в момент затруднения задавать отвлеченные вопросы для снятия психического напряжения (какие конфеты любишь, у тебя есть дома кошка?…)
  6. В конце урока составить по порядку список выступающих, порядок занятий на уроке.

Игровые приемы работы на уроке для активизации внимания и памяти при изучении теоретического материала.

1. Ознакомление с нотами в 1 классе. Цель – воспитание образной памяти и цветового ощущения звуков.

Методика. У большинства людей, особенно у детей, существует способность связывать в памяти информацию с цветовыми ощущениями. Предлагается считалка, но ребенок сам может выбрать цвет по собственным ощущениям.

Ассоциация с цветом семи звуков звукоряда и семи цветов радуги. При изучении нот используется считалка «Каждый охотник…».

2. «Снежный ком». Цель – закрепление правил методом повтора.

Методика. Ученики по очереди добавляют по слову из правила. Последний ученик произносит от начала до конца все правило.

3. «Учимся за круглым столом». Цель – запоминание через игровые действия.

Методика. Ученики сидят за круглым столом и при изучении материала являются музыкальными терминами, каждый выполняет свою роль. Например, для изучения нот все имеют свое название звука. Или для построения интервалов от звука дети сами себя отсчитывают. Таким образом, построение проходит весело и точно без ошибок. Возможны разные варианты.

4. «Живые термины». Цель – интересное знакомство со сложными терминами и заучивания наизусть.

Методика. Пользуясь звуковой стороной слова, придумать свои ассоциации, используя имена, мир животных или что угодно. Главное – звуковая ассоциация. Чем смешнее будут ассоциации, тем ярче запоминание.

5. «Составление пиктограмм». Цель – при помощи символов запомнить объемное правило или определение. Развивается творческое неординарное мышление.

Методика. При помощи графики или рисунка записать правило. Например, кратко записать формулу строения мажорной гаммы:


3

2 тона полутон 3 тона полутон.

Расшифровка пиктограммы «Правила поведения в театре и на концерте»

  1. Не опаздывать.
  2. Отключить мобильный телефон.
  3. Не разговаривать.
  4. В благодарность артистам можно дарить цветы.
  5. Иметь красивый концертный вид.

Детская фантазия разнообразна и неожиданна, поэтому могут быть всевозможные варианты. Главное – запомнить материал в игре.

6. «Мнемотехника». Цель – запомнить сложную информацию.

Методика. Для облегчения запоминания придумывается история, в которой термины становятся героями либо используются в практических целях.

Формы опроса, самостоятельных и контрольных работ.

1. «Узелки на память».

Методика. Для запоминания ступеней при построении гармонических, мелодических гамм, тритонов, ладов…Фантазия может быть разнообразна. Завязать узелки. Между ними вставить палочки, которые обозначают окончание счета узелков. Определять вслепую, завязав глаза. Например, 4 узелка – палочка, 5 узелков – палочка, 1 узелок – палочка. Соответственно на 4 ступени Субдоминанта, на 5 ступени Доминанта, на 1 ступени Тоника и т. д.

2. «Лови мяч – дари слово». Цель – закрепление и повторение.

Методика. Лови мяч и называй музыкальный термин без остановок. Кто не задерживался – тому высший бал.

3. «Жильцы в домиках». Цель – опрос в игровой форме.

Методика. Жили-были интервалы. Они играли во дворе, было весело, и они не заметили, как стемнело. Надо им помочь. Представьте, что вы «Служба спасения». Заселить жильцов.

Вариант игры «Кто лишний?» Внимание, требуется помощь полиции! (найти ошибку) Возможны разные интерпретации (с трезвучиями, ключевыми знаками в тональностях и т. д.)

Полностью текст работы приведен в Приложении.