Урок истории. Тема: "Владимир Святославович: от язычества к христианству". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Тип урока: урок изучения нового материала

Технология: развитие критического мышления

Цель урока:

  • сформировать представление о Крещении Руси, причинах и значимости этого события для дальнейшего развития страны;
  • развивать умение анализировать исторические источники и делать выводы.

Методы: словесный; проблемно-поисковый, самостоятельная работа с источниками, диалог, рефлексия, элементы игровой технологии.

Методика проведения.

I. Входной контроль: вспомнить материал предыдущего урока (кратко) - перечислить правильную последовательность правления первых русских князей (2-3 мин.)

II. Изучение нового материала включает несколько блоков.

1. С целью активизации познавательной деятельности ребят применяется игровая методика, которая позволяет сформулировать основную проблему

2. Индивидуальная работа с текстами, затем работа в группах - сравнение результатов (15 мин.).

Цель: показать практическую работу, которая заключается в самостоятельном, первичном осмыслении информации, развития аналитических умений работать с текстами, находить и различать факты, формировать собственное аргументированное мнение о событии.

Для оптимизации деятельности применяется технология "Зигзаг"

Учитель в течение работы консультирует учащихся, осуществляет контроль.

3. Представление результатов работы (выступления групп 2-3 мин.).

В результате работы учащиеся должны оценить деятельность Владимира Святославовича и доказать значимость этого события для дальнейшего развития государства

4. Закрепление материала (3 мин.).

Работа с учебником: сравнить полученные результаты с текстом учебника (А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России, стр. 41-42)

Цель данного этапа: закрепить умение работать с учебником и сравнивать полученные результаты

III. Контроль и самоконтроль.

Контроль осуществляет учитель в форме игры "Веришь, не веришь"

Ход урока

I-й этап: организационный

Сегодня мы с вами познакомимся с крещением Руси и определим значимость этого события для дальнейшего развития русского государства.

За работу на уроке вы будете получать серебряные монеты Владимира Святославича.

II-й этап: изучение нового материала.

1. Вводное слово учителя: на прошлом уроке вы изучали образование Древнерусского государства и правление первых русских князей. Давайте вспомним последовательность правления князей династии Рюриковичей.

(Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав)

После смерти Святослава между его сыновьями началась борьба за власть. В этой борьбе победил Владимир. В 980 году началось его правление. В народе Владимира Святославича называли Красное Солнышко. Он начал свое правление с укрепления страны: завершил объединение восточно-славянских племен, на юге построил четыре оборонительных рубежа, состоящих из крепостей и сигнальных вышек. Сотни русских городов и сёл были избавлены от набегов печенегов.

2. Но главным событием правления Владимира Святославовича стало Крещение Руси.

Беседа с учащимися:

А теперь вспомним, какая вера была до крещения?

Что значит язычество?

В каких богов верили? Почему?

И вот теперь Владимир Святославович решил принять христианство по византийскому образцу. Как вы думаете, почему?

3. Давайте вместе определим причины принятия христианства на Руси (работа с учебником, стр. 39)

Задание: отметить в учебнике причины и назвать. (5 мин)

Причины:

  • тесные торговые связи с Византией,
  • часть жителей (особенно киевляне) исповедовали христианство (Ольга)
  • необходимость укрепления княжеской власти,
  • стремление укрепить международный авторитет Руси.

Поначалу многие на Руси не хотели принимать новую религию и считали, что князь совершил ошибку.

И сегодня нам предстоит определить положительные и отрицательные стороны принятия христианства. "Представьте себе, что вы архивариусы, и вам предстоит изучить исторические источники того времени. На их основе сделать собственные выводы. Сначала вы будете работать индивидуально, а потом объединитесь в группы. Ваша задача: прочитать отрывки из документов, найти положительное и отрицательное в принятии новой религии и заполнить сравнительную таблицу"

Таким образом, мы с вами оценим деятельность Владимира Святославовича? И узнаем, действительно ли он совершил ошибку, как считали многие или крещение стало значимым событием для дальнейшего развития страны.

4. Работа в группах метод "Зигзаг"

Работа учащихся: каждый учащийся получает текст документа, который обозначен определённым значком (раздаточный материал, приложение №1).

Индивидуальная работа с историческими источниками, текстами (5 мин)

Затем предложить учащимся объединиться в группы по одинаковым значкам на текстах и обобщить полученные результаты, выделить общее. (5 мин)

Работа учителя: оказание помощи слабым группам.

5. Представление результатов работы групп "+" и "-"

6. Закрепление материала: Чтобы подтвердить правильность полученных результатов, мы сравним их с текстом учебника (стр. 41-42)

(если есть время) Вывод: принятие христианства имело большое значение, так как......

III-й этап: контроль Игра "Веришь - не веришь"

Отвечает каждая группа и получает жетон.

  • Русь крестил Владимир Красное Солнышко (да)
  • Христианство пришло из Византии (да)
  • До X века на Руси не строили храмы, потому что поклонялись идолам (да)
  • После принятия христианства Владимир стал жестоким и суровым человеком (нет)
  • После принятия христианства на Руси стала развиваться письменность (да)
  • После принятия христианства укрепилось международное положение Руси (да)
  • Христианство разрешило человеческие жертвоприношения и ритуальные убийства (нет)

Для домашнего задания: прочитать пар.4, выписать в тетрадь причины принятия христианства. (на доске: пар. 4 читать, выписать причины)

В конце урока учитель подводит итоги, выставляет оценки и благодарит ребят за плодотворную работу