Социальные методы мотивации и стимулирования в обучении и воспитании – основа успешности младших школьников

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Младший школьный возраст - это I период приобщения ребенка к общественной жизни в социально-значимой действительности. Здесь складывается целый ряд личностных образований, важных для социальной мотивации.

Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения - внешнему нажиму: в форме подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений, а мотивам учения, т.е. внутренним побудительным силам.

Социальные методы мотивации связаны с социальными отношениями, с моральным и психологическим взаимодействием. С их помощью активизируются патриотические чувства, развитие желания быть полезным Отечеству, гордости за свою страну, формируется та система ценностей, которая обеспечит активную жизненную позицию человека в будущем.

На уроках истории, окружающего мира, естествознания, природоведения используются методы:

- постановка проблемной ситуации;

- эвристические беседы;

- упражнения в рабочей тетради.

Для работы по проблемным вопросам, упражнениям используется работа в группах.

Хорошей мотивацией для успешного выполнения репродуктивных заданий по терминам и понятиям будут такие методы как:

- тесты;

- кроссворды;

- ребусы;

- работа в словарике.

Репродуктивно-конструкторские задания мотивируются, творческим подходом: "Отметь на карте", "Установи последовательность событий".

Обобщающее повторение, через метод игры Путешествие по "Реке времени".

Побуждение подражать сильной личности очень важно для становления и формирования характера младшего школьника. Главным методом социальной мотивации является личный пример учителя своим ученикам.

Во-первых, это имидж учителя, который оказывает мотивационное воздействие на учащихся в плане их самовыражения и причастности к учебе в школе с эффективным классным руководителем.

Младшие школьники безгранично доверяют взрослым людям, учителям; подчиняются; подражают им. Авторитет взрослого, его оценка действий ученика является безоговорочными.

Во-вторых, личный положительный пример сильных успешных учащихся - основа для духовно-нравственного роста других школьников.

Среди социальных методов мотивации и стимулирования можно выделить метод соревнования, который реализуется через:

- мобилизацию учебной, трудовой, спортивной активности учащихся;

- поддержание социальной преемственности передового опыта при проведении различных конкурсов;

- выявление лидера и мотивации остальных учащихся на достижение и преодоление его результатов, благодаря чему возможна смена лидера - как отдельного ученика, так и в целом классного коллектива.

При этом важным аспектом соревнования является обязательное и гласное подведение итогов с поощрением победителей.

Например, в нашей школе традиционны линейки в конце каждой четверти, где подводятся итоги учебной и воспитательной деятельности учащихся. Жетоны, грамоты, дипломы - это мотивация и старт к достижению успеха.

А в мае на Ассамблее Знаний - праздновании успешного завершения учебного года, вручаются различные награды, что является мотивацией и большим стимулом к дальнейшим успехам учащихся.

Еще одна важная сторона социальной мотивации учения школьников - самостоятельность при создании ситуации взаимопомощи.

Наибольший мотивирующий успех на уроках дают ситуации в которых обучаемые должны:

- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

- ставить вопросы своим товарищам и учителем;

- заниматься обучением отстающих;

- объяснять более слабым ученикам непонятные места;

- самостоятельно выбирать посильные задания;

- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи.

При общении, взаимодействии друг с другом у школьников возникает либо эмпатия, либо антипатия.

Эмпатия - качество личности, и ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать.

Например, на уроках литературного чтения мы используем метод наблюдения за чувствами и переживаниями лирического героя, его внутреннего мира.

А при выборе метода творческого чтения (т.е. выразительного чтения учителем или мастерами художественного слова) между учителем и учениками возникает особенно тесный контакт, душевная близость. Сопереживание чтеца герою вызывает у детей симпатию к самому чтецу и побуждает подражать.

Изобразительное искусство и художественный труд, уроки музыки тесным образом связанны с жизнью, с чувствами и переживаниями каждого человека. Через искусство мы учим детей выражать свои чувства и мысли, свое отношение к окружающему миру.

Метод диалогичности, осуществляемый в процессе беседы, пробуждает мысли учеников, помогает им выразить свою идею сначала на словах, а потом и в своем творчестве.

Используя методы: наблюдения, иллюстрации, демонстрации, контрастных сопоставлений, эмоционального воздействия мы вызываем у детей интерес, пробуждаем отзывчивость к прекрасному в жизни и в искусстве, учим любить, радоваться, переживать, сочувствовать.

Для учащихся начальной школы мы проводим уроки риторики. Тема "О мимике и жестах" способствует умению понимать чувства и настроения другого.

Используя методы активного обучения: ролевые игры, анализ ситуации, игры - упражнения дают понятия невербальных форм общения с помощью мимики и жестов.

Занятия лучше проводить на последнем уроке, т.к. это поможет снять напряжение в форме соревнования (конкурса), чтобы определить как дети научились владеть мимикой и жестами после диалоговой беседы. Соревнования организуются между тремя командами (по рядам). Предлагаются названия - "Артисты", "Лицедеи", "Улыбки". Оглашается система оценки.

В упражнениях "Лица", "Маски", "Иностранец" повторяются и закрепляются новые понятия. Награды победителям с помощью жестов будут цветы, книги, солнце. Ученики должны догадаться, что им подарили.

Для формирования социальных мотивов учения школьников важным является поиск контактов и сотрудничества в коллективной и групповой работе. Вместе решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

Учитель предъявляет ряд требований: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе - и оценивает умения учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения:

- отношение каждого ученика к своему делу как к общему;

- умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели;

- взаимная поддержка и в тоже время требовательность друг к другу;

- умение критически относиться к себе;

- расценивать свой личный успех или неудачу с позиции предъявленных критериев.

Для повышения эффективности формирования социальных мотивов необходимо использовать такие методы как:

- игры - драматизации с разыгрыванием различных ситуаций;

- театрализации;

- игровые упражнения, направленные на обучение слушанию, вступлению в контакт, выходу из контакта.

Они позволяют овладеть социальными навыками всем учащимся без исключения.

Опыт совместной деятельности ставит детей в условия необходимой согласованности действий для достижения положительного результата. Ребята обращаются друг к другу по поводу планирования, отбора средств труда, требований к качеству выполнения заданий. Эта согласованность как показывает практика выражается в просьбах, предложениях по тому или иному вопросу, а иногда и в предостережениях и даже угрозах. "Ты все неправильно сделал! Ты все испортил! Я учителю расскажу!"

Для того, чтобы опыт совместной коллективной работы носил позитивный характер, необходимо развитие детской самостоятельности.

Школьники, владеющими основными навыками индивидуального труда, соответствующего его возрастным возможностям, потребует того же друг от друга. Подчиняясь общей целее учебной деятельности, дети поступают как коллективные партнеры, согласуя между собой детали совместной работы, а учителю необходимо мотивировать детей на настойчивость, целенаправленность, организованность, аккуратность и др. Важно, чтобы коллективная работа стала источником общих переживаний, вызывала удовлетворение от причастности к общему делу.

Заинтересовать учащихся результатами коллективной работы можно используя методы: поручений, упражнений, создание воспитывающей ситуации, коллективного творческого дела, соревнования, требования.

Все активнее в жизни школы входят методы организации взаимодействия учащихся друг с другом. Формирующим элементом в этих методах выступает диалоговое общение учащихся при взаимопроверке в парах или группах, которые можно провести через:

- тестирование;

- анкетирование;

- опрос;

- отчет;

- зачет;

- семинар;

- экзамен;

- доклад;

- реферат;

- викторину;

- сочинение;

- изложение;

- диктант;

- заполнение или дописывание схем, таблиц.

Выбирая социальные методы мотивации и стимулирования для обучения и воспитания учащихся важно создать непринужденную обстановку, чтобы ребенок не боялся, что его действия будут оценены отрицательно. Меньше замечаний! Улыбкой, похвалой, добрым словом, ласковым прикосновением, надо показать, что мы принимаем ребенка таким какой он есть. Не заставлять, не принуждать, а стараться с помощью различных методов формировать и закреплять положительное отношение к обучению, стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, мотивировать на достижение успеха.