Встреча педагога-психолога с родителями учащихся первой ступени обучения "Какой он? Агрессивный ребенок"

Разделы: Работа с родителями


Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями агрессивного ребенка.

Задачи:

  • Формирование активной педагогической позиции родителей.
  • Вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями.
  • Вовлечение родителей в воспитание своих детей.
  • Познакомить родителей с психологическими особенностями агрессивного ребенка.
  • Научить практическим способам выражения (выплескивания) гнева.
  • Отработать пути взаимодействия с агрессивными детьми через игровую коррекцию.

Оформление: карточки "Портрет "ОСОБЕННОГО" РЕБЕНКА", высказывания выдающихся людей, определение агрессии.

Оборудование: визитки, цветные карандаши, бланки для выполнения анкеты, простые карандаши, карточки, листы бумаги.

Ход встречи

Знакомство. Уважаемые родители, напишете на визитке свое имя (или И.О.) и фамилию и имя своего ребенка.

Вступительное слово.

Упражнение "Давайте поздороваемся".

Упражнение "Кулачок". Работа в паре, разжать друг у друга кулачок. Всеми позитивными способами.

Мини-лекция "что такое агрессивность?"

Слово "агрессия" произошло от латинского "agressio" - "нападение". Агрессивным считается поведение, "приносящее физический или моральный ущерб другим людям".

Выделяют несколько возрастных периодов "естественной" повышенной агрессивности детей. Эти периоды совпадают с возрастными кризисами. Например, у трехлетнего ребенка агрессивность связана с расширением границ самостоятельности. Возраст 6-7 лет - следующий пик повышенной агрессивности, он может быть вызван стрессом, возникающим в начале школьного обучения. Агрессивно могут вести себя дети, с трудом привыкающие к школе, не подготовленные к нагрузке, не готовые к тесному общению с одноклассниками и учителями. А после 8 лет на ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти.

Нужно разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (агрессивные проявления считаются личностной чертой).

Давайте, прежде всего, разберемся в причинах детской агрессивности. У данного свойства могут быть три основных источника.

Во-первых, семья, в которой растет ребенок, может сама демонстрировать агрессивное поведение (если не физическое, то на словах) и закреплять подобные проявления у ребенка. Некоторые родители склонны к двойным стандартам, на словах они однозначно плохо относятся к проявлениям агрессии у детей, выражают желание воспитать ребенка добрым и бесконфликтным, но в то же время они не в силах скрыть свое восхищение, наблюдая за тем, как их чадо умеет решать проблемы со сверстниками, бесстрашно вступая в драки или применяя более тонкие методы принуждения. Нужно ли говорить, что дети при выборе модели поведения ориентируются вовсе не на то, что говорят их родители, а на то, что те думают, что чувствуют и как сами себя ведут.

Во-вторых, агрессивному поведению дети могут учиться и в процессе общения со сверстниками. Критерий силы является весьма значимым для большинства детей, мальчики особенно стремятся к обладанию этим качеством, так как детское сообщество никак нельзя назвать демократичным. Следовательно, кто самый сильный, тому все можно - принцип, который часто можно увидеть в действии, наблюдая за общением ребят.

В-третьих, обучающей агрессивности моделью могут быть не только реальные люди, но и персонажи, являющиеся продуктами творчества. Уже не вызывает сомнений, что сцены агрессии и насилия на экранах телевизоров, мониторов и страницах книг способствуют повышению агрессивности у маленьких зрителей, делая их готовыми в любой момент воспользоваться деструктивными, жесткими, но очень эффективными способами решения конфликтов. Так что не будет лишним обратить внимание на то, что смотрит, читает и во что играет ваш ребенок.

Теперь, когда мы рассмотрели внешние подкрепления агрессивности, можем перейти к ее внутренним причинам.

Здесь главной является очень простая мысль: человек, у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. То есть агрессивность - это внешнее проявление, прежде всего, внутреннего дискомфорта. Как правило, агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, несправедливости окружающего мира и неадекватная самооценка (чаще всего заниженная). Бурные протестные и злобные реакции маленького "агрессора" являются его способом привлечения внимания окружающих к своим проблемам, невозможности справиться с ними в одиночку.

Проявления агрессии бывают самыми разными.

Например, физическая агрессия (использование физической силы против другого лица) может проявиться у детей достаточно рано. Даже маленькие дети в семье порой ссорятся и дерутся. Лучше всего, как ни странно, не вмешиваться в детскую драку, не превращать ее в важное событие - дети часто самостоятельно умеют разрешать свои проблемы. Дело в том, что вмешательство родителей дети быстро учатся использовать в своих целях - увидеть наказание "противника", получить желаемое, привлечь внимание или досадить родителям. А в тех случаях, когда есть основания всерьез опасаться за здоровье детей или дети еще очень маленькие, следует развести их в разные стороны, четко и ясно сказав, что драться нельзя.

Бывает так, что агрессия ребенка направлена на родителей (в зависимости от возраста это могут быть попытки ударить, укусить, нагрубить, кинуть или разбить какой-то предмет). Нежелательно отвечать агрессией на агрессию или использовать телесные наказания - ведь тем самым демонстрируется именно та модель поведения, против которой родители выступают. Конечно, отшлепанный ребенок может больше не повторить свой поступок. Однако причиной станет не понимание ребенком неправильности своего поведения, а страх, который со временем может перейти в неприязнь и даже ненависть к родителям.

Есть еще и словесная агрессия. Почти все дети рано или поздно начинают использовать бранные слова, естественным образом впитывая и повторяя то, что говорят окружающие (в том числе и сами родители). Зачастую дети не знают значения произнесенных ругательств, и тогда можно просто сказать, что это - грубое или неприятное слово и лучше его не повторять.

Бывает, ребенок употребляет грубые слова, чтобы огорчить или разозлить кого-то из близких. В таких случаях лучше всего игнорировать брань - не достигнув цели, дети прекращают пользоваться этим способом. Если же они воспринимают игнорирование как молчаливое одобрение и продолжают ругаться, то краткий и четкий выговор ("Довольно!", "Отвратительно!") будет лучше длинной нотации. В то же время можно попробовать подобрать с ребенком те слова, которые помогут ему выразить сильные чувства, - например, если он ударился или сильно обижен и разозлен.

Упражнение "Портрет агрессивного ребенка".

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка "Портрет особого ребенка" (приложение №1), на которой перечислены индивидуальные особенности различных категорий детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны агрессивным детям, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение. Надо отметить, что некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления, зафиксированные в карточке, нельзя четко отнести к какой-либо одной категории. Поэтому в процессе обсуждения могут возникать разногласия. Дать возможность высказаться каждому желающему участнику и лишь, затем выступать в роли эксперта. После того, как портрет составлен, основные характеристики ребенка данной категории фиксируются на доске.

Игра - энергизатор "Бумажные мячики".

Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует, его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь на две команды (зима-лето), и пусть каждая из них выстроится так, чтобы расстояние между командами составляла примерно 4 метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду "Стоп!", вам надо будет прекратить бросать мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию. (2-3 минуты). Эта игра дает детям прекрасную возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя. Она также позволяет им сбросить свое беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.

Игра "Обзывалки".

Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств. Участники игры передают по кругу мяч (мягкую игрушку), при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов: Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов "А ты:" Например, "А ты - морковка!".

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что - нибудь приятное, например: "А ты - моя радость!".

Примечание: игра будет полезна, если проводить ее в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

Обсуждение: в ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению поведенческих проблем ребенка, не только агрессивных, но и обидчивых.

Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть негативные эмоции, а вслед за этим услышать что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

Мини-лекция "Как помочь агрессивному ребенку".

Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева. Гнев - одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессия не бывает без эмоции гнева. (Приложение №2).

Причины возникновения гнева:

Любое ощущение дискомфорта - голод, усталость, стресс. Человек становиться раздражительным, вероятность "сорваться" на ком-то возрастает и снижается порог гнева.

Ограничение физической свободы и психологической, первой в жизни ребенка "нельзя".

Неправильные, несправедливые действия и поступки окружающих. Если ребенок в своих неудачах, переживаемых им некомфортных состояний винит, например, брата, маму, то его гнев и агрессия будут вызываться ими.

Препятствие в достижении цели. Например, играет, а мы вмешиваемся - вызывает гневную реакцию.

Определенные эмоциональные состояния. Замечено, например, что в депрессии печаль часто соседствует с гневом. Чувство отвращения к себе или другим людям тоже способно вызывать гнев и агрессию, отвращения и презрения - состояние враждебности.

Так что первое, что требуется от вас, как от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Постарайтесь акцентировать внимание на достоинствах ребенка и его успехах в преодолении трудностей (как внешних, так и внутренних), учите его тому же. Словом, попытайтесь сделать все возможное, чтобы вернуть мальчику или девочке самоуважение и позитивную самооценку.

Необходимо вести специальную терпеливую и систематическую работу в четырех направлениях:

  • работать с гневом - обучать ребенка общепринятым и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
  • обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
  • работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
  • прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.

Игра - энергизатор "Толкалки".

Цели: с помощью этой игры дети могут научиться анализировать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять свои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений. Если играете в "толкалки" в помещении, то необходимо позаботиться о том, чтобы свободного пространства было достаточно. Инструкция: разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене, или на какую - либо мебель. Если вам надоест или вы устанете, крикните: "Стоп!". Когда "Стоп!" крикну я, все должны остановиться. Ну что, готовы? Внимание! Приготовились! Начали! Варианты игры: толкаться скрестив руки крест-накрест; левой рукой толкать левую руку, правой - правую; спиной к спине.

Упражнение "Датский бокс".

Цели: с помощью этой игры вы сможете показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна. Под конструктивной агрессией мы понимаем способность отстаивать собственные интересы, сохраняя при этом хорошие отношения с партнером. Многим людям это дается лишь с большим трудом, так как они привыкли к тому, что хорошие отношения связаны с дружелюбным поведением, а агрессивность - с большим отчуждением от партнера. Инструкция: я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть. Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный - к его безымянному, ваш средний палец - к его среднему, ваш указательный - к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинает бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Говорят, что эту игру придумали датские мужики, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время.

Упражнение "Рубка дров".

Эту игру особенно хорошо проводить после того, как ребенок долго занимался сидячей работой. Она поможет избавиться от физического и эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и получить заряд бодрости.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как нужно рубить дрова. Как нужно держать топор? В какой позе удобнее стоять? Куда обычно кладут бревно? Чтобы у вас обоих возникла завершенная картина этой физической работы, попросите ребенка изобразить, как происходит сам процесс. Позаботьтесь о том, чтобы вокруг было достаточно свободного места. Пусть ваш маленький дровосек рубит дрова, не жалея сил. Порекомендуйте ему выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какие-то звуки, например, говорить "Ха!".

Примечание. Тем ребятам, которые нуждаются в большей правдоподобности этого занятия, можно сделать бумажную замену топора, например, плотно свернутый рулон из бумаги или газеты.

Анкета "признаки агрессивности". (Приложение № 3).

Ответьте, пожалуйста, на каждое утверждение "да" или "нет"

  1. Злой дух временами вселяется в него.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки.
  6. Иногда он так настаивает на чем-либо, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Очень сердится, если ему кажется, что кто-то подшучивает над ним.
  9. Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать плохое, шокирующее окружающих.
  10. В ответ на обычные распоряжения стремится все сделать наоборот.
  11. Часто не по возрасту ворчлив.
  12. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  13. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
  14. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, поиски виноватых.
  15. Легко ссорится, вступая в драку.
  16. Старается общаться с младшими и физически более слабыми
  17. У него нередки периоды мрачной раздражительности.
  18. Не считается со сверстниками, не уступает, не делиться
  19. Уверен, что любое задание выполнит лучше других.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, относится к вашему ребенку. Высокая агрессивность-15-19 баллов. Средняя-7-14 баллов. Низкая - 1-6 баллов.

Рекомендации родителям.

Теперь несколько слов о том, как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения или чтобы подобное нежелательное поведение предотвратить.

1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих: "если ты себя так поведешь:, то мама с папой тебя больше любить не будут!". Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.

Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а вы в данный момент не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете: "Ты хочешь, чтобы я почитала тебе книжку? Малыш, мама тебя очень сильно любит, но я так устала на работе. Пожалуйста, поиграй сегодня один".

И еще один важный момент - не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него гораздо важнее и нужнее ваше непосредственное внимание.

2. Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы. Надо всегда помнить, что дети учатся приемам социального взаимодействия, прежде всего, путем наблюдения за поведением окружающих людей (в первую очередь, родителей).

3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Перевод чувств ребенка из действия в слова позволит ему узнать то, что о них можно говорить, а не обязательно сразу давать в глаз. Также ребенок постепенно освоит язык своих чувств и ему проще будет вам сказать, что он обижен, расстроен, зол и т.д., а не пытаться привлечь ваше внимание своим "ужасным" поведением.

Единственно, чем при этом нельзя злоупотреблять, так это уверенностью в том, что взрослый человек лучше знает, что испытывает маленький. Взрослый может лишь предполагать, основываясь на своем опыте, на самонаблюдении, на наблюдении над окружающими, что означает поведение ребенка. Ребенок должен быть активным рассказчиком о своем внутреннем мире, взрослый лишь задает такую возможность и предоставляет средства.

4. Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками - обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя. Со временем ему будет требоваться все меньше времени, чтобы угомониться.

Кроме того, такие объятия выполняют несколько важных функций: для ребенка это означает, что вы способны выдержать его агрессию, а, следовательно, его агрессия может быть сдержана и он не разрушит то, что любит; ребенок постепенно усваивает сдерживающую способность и может сделать ее внутренней и таким образом контролировать свою агрессию сам.

Позже, когда он успокоится, вы можете поговорить с ним о его чувствах. Но ни в коем случае не стоит читать нравоучения при таком разговоре, просто дайте понять, что готовы его выслушать, когда ему плохо.

5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. В тоже время покажите ему, что в случае необходимости, если он сам попросит, готовы дать совет или оказать помощь. У ребенка должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.

Ошибочным считается мнение некоторых родителей, что "у их детей от них не должно быть никаких секретов". Недопустимо рыться в его вещах, читать письма, подслушивать телефонные разговоры, шпионить! Если ребенок вам доверяет, видит в вас старшего друга и товарища, он сам вам обо всем расскажет, попросит совета, если сочтет необходимым.

6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения. Объясните ему, что даже если вначале он и достигнет для себя выгоды, например, отнимет у другого ребенка понравившуюся вещь, то впоследствии с ним никто из детей не захочет дружить, и он останется в гордом одиночестве. Вряд ли его прельстит такая перспектива. Расскажите также о таких негативных последствиях агрессивного поведения как неотвратимость наказания, возвращение зла и др.

Если вы видите, как ваш ребенок, ударил другого, сначала подойдите к его жертве. Поднимите обиженного ребенка и скажите: "Максим не хотел обидеть тебя". Затем обнимите его, поцелуйте и проводите из комнаты.

Таким образом, вы лишаете внимания своего ребенка, перенося его на товарища по играм. Внезапно ваш ребенок замечает, что веселье кончилось, и он остался в одиночестве. Обычно требуется повторить это 2-3 раза - и драчун поймет, что агрессивность не в его интересах.

7. Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме. Например, "мы никого не бьем, и нас никто не бьет". "В нашем доме существует правило: если тебе нужна игрушка, а ею играет другой ребенок и не дает ее тебе, подожди".

8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Скажите им: "Мне нравится, как ты поступил". Дети лучше реагируют на похвалу, когда видят, что родители действительно довольны ими.

Не стоит говорить: "Хороший мальчик" или: "Хорошая девочка". Дети часто не обращают на это внимания. Лучше сказать: "Ты доставил мне огромное удовольствие, когда поделился со своим младшим братом, вместо того чтобы драться с ним. Теперь я знаю, что могу доверить тебе уход за ним". Такая похвала имеет большое значение для детей. Она позволяет им почувствовать, что они могут произвести хорошее впечатление.

9. Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).

10. Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.

11. В борьбе с агрессией можно прибегнуть к помощи сказкотерапии. Когда ребенок начинает проявлять признаки агрессивности, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем. Используя картинки, вырезанные из журналов, или фотографии самого ребенка, создайте ситуации, в которых ребенок ведет себя достойно и заслуживает похвалу. Поговорите с ним в тот момент, когда ребенок спокоен, не нервничает. Когда у ребенка эмоциональный кризис, успокоить его нелегко.

12. Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д. Можно завести специальную "сердитую подушку" для снятия стресса. Если ребенок чувствует раздражение, он может поколотить эту подушку (Приложение № 4).

В заключение отметим, что родителям важно помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводя к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача родителей - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

Упражнение на развитие навыков саморегуляции: "Тряпичная кукла и солдат".

Это простое упражнение поможет детям расслабиться в тех случаях, когда они сильно напряжены. Быстро напрячь мускулы и затем их отпустить - это испытанный и надежный способ расслабиться. Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели. (10 секунд) А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла.(10 секунд) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого как будто вырезанного из дерева. (10 сек.) Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Попросите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились.

Энергизатор "Кричалки".

Все одновременно называют свои адреса домашние, при этом каждый должен стараться, чтобы именно его адрес услышали окружающие. Или громко спеть песню. Упражнение помогает снять напряжение, гнев.

А сейчас я предлагаю вам всем известную сказку "Колобок" на психологический лад и попрошу вас принять активное участие в ее разборе.

Итак, начали.

Жили-были дед со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет, и решили они испечь колобок. Что они сделали? Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: Осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам поскребли, по коробу помели, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: Не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: Научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить их сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом встреча наша заканчивается. Я попрошу вас оставить на специальных бланках свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире!

Желаю Вам всего доброго.

Используемая литература.

  1. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск:Сред-Урал.кн.изд-во,191-126с
  2. Бютнер К. "Жить с агрессивными детьми":- М. Просвещение, 1991.-141с.
  3. Левашова С.А. Психолог и подросток: коммуникативно- двигательный тренинг- Ярославль. Академия холдинг 2002г.
  4. Под редакцией Хрящевой "Психогимнастика в тренинге" СПб .2001г.
  5. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии Вопрос.психологии.-1991- №1 - С. 82-86.
  6. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Институт практической психологии 1996.
  7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. / Нетрадиционные формы работы с родителями / / М.: 5 за знания, 2005
  8. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000-часть 1.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000-часть 2.
  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000-часть 3.
  11. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Генезис 2000-часть 4.
  12. Под редакцией Хрящевой "Психогимнастика в тренинге" СПб .2001г.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.