Математический турнир "Шаг к познанию"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Способствовать углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширению их кругозора.

Задачи: Заинтересовать учащихся предметом, вовлечь в серьезную самостоятельную деятельность.

Оборудование:

Плакаты с изречениями о математике:

1) Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. (М.В. Ломоносов).

2) Математика - это язык, на котором говорят все точные науки. (Н.И. Лобачевский).

3) В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии (Н.Е. Жуковский)

4) Математика - это гимнастика ума (М.И. Калинин).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Соревнуются три команды 10 "А", 10 "Б", 11 "А" классов.

Игра состоит из трех туров. Задания первого тура оцениваются в 1 балл. Отвечает тот член команды, который первый поднимет руку. За правильный ответ он получает жетон коричневого цвета. Задания второго тура оцениваются в два балла. Условия такие же, как в первом туре. Кто первый правильно отвечает, получает жетон оранжевого цвета. В третьем туре задания выполняются коллективно. Та команда, которая первой выполнит задание, получает 3 балла и зеленый жетон, за второе место дается 2 балла и оранжевый жетон и за третье место - один балл и коричневый жетон.

I тур.

1. Наименьшее простое число (2).

2. Сотая часть числа (1 процент).

3. Наименьшее трехзначное число (100). [1]

4. Сколько нулей в записи числа миллион? (6).

5. Что больше 2 м или 201 см? (201 см) [1]

6. Какую часть часа составляют 20 мин? (1/3). [1]

7. Когда произведение равно 0? (Когда один из множителей равен 0). [1]

8. Когда частное равно 0? (Когда числитель равен 0).

9. График прямой пропорциональности (прямая).

10. График обратной пропорциональности (гипербола).

11. Какая из функций является возрастающей:

а) у = sinx;

б) y = tgx;

в) y = 8-5x.

Ответ: б)

12. Какая из функций является ограниченной:

а) у = sinx;

б) y = tgx;

в) y = 8-5x;

г) у = х2.

Ответ: а)

13. Какая из функций является обратимой:

а) y = 8-5x;

б) у = х2;

в) у = sinx.

Ответ: а)

14. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч).

15. Площадь квадрата, периметр которого 36 см? (81см2).

16. Число, которое не может быть делителем? (0) [1]

17. Прямоугольный параллелепипед, все измерения которого равны? (Куб)

18. Что больше 1 или 1 в квадрате? (Одинаково)

19. Может ли быть справедливым неравенство х > 10х? (Да)

20. 50 разделить на половину? (100) [1]

II тур.

1. Сколько треугольников на рисунке?

Ответ: 35

2. Написать число миллион только с помощью цифры 3.

Ответ: ((333-33)/3)3.

3. Написать число миллион только с помощью цифры 7.

Ответ: ((77-7)/7)7:((77-7)/7)

4. Заметить закономерность в ряде чисел и назвать следующие два числа:

4; 5; 8; 9; 12; 13; : (16; 17)

5. Какое наибольшее число можно записать с помощью четырех единиц? (1111).

6. Вычислить (4372 -3632):(5372 - 4632). (0,8)

7. В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним они связывали мысли о красоте в природе. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве.

Определение этого понятия с помощью математических знаков было дано знаменитым немецким математиком XVII века Лейбницем.

Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности и в настоящее время. О каком математическом понятии идет речь?

                 

Ответ: Пропорция.

III тур.

1. Разгадать кроссворд.

По горизонтали:

1. Независимая переменная.

4. Основная геометрическая фигура на плоскости.

5. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону.

7. Геометрическая фигура на плоскости.

8. Хорда окружности, проходящая через ее центр.

9. Одна из координат точки на плоскости.

10. Одна из сторон равнобедренного треугольника.

11. Утверждение, требующее доказательства.

12. Одна из координат точки на плоскости.

13. Сумма сторон многоугольника.

15. График функции у = х2.

По вертикали:

2. Равенство, содержащее неизвестную величину.

3. Точка пересечения сторон треугольника.

4. Равенство, верное при любых значениях переменной.

6. Инструмент для измерения углов на плоскости.

14. Задание.

Ответ:

По горизонтали:

1. Аргумент

4. Точка.

5. Высота.

7. Прямая.

8. Диаметр.

9. Абсцисса.

10. Основание.

11. Теорема.

12.Ордината

13. Периметр.

15. Парабола

По вертикали:

2. Уравнение.

3. Вершина.

4. Тождество.

6. Транспортир.

14. Пример.

2. Из геометрических фигур сложить квадрат.

3. Из геометрических фигур сложить круг.

4. Прочитать зашифрованное изречение Галилея, воспользовавшись изображенным ключом.

Ответ: Язык природы есть язык математики.

5. Математический ребус.

Догадайтесь, как с помощью математических знаков, фигур и обозначений прочесть зашифрованные слова великого математика.

Ответ: Математика царица наук.

Пока идет подведение итогов, участники турнира смотрят презентацию "Филдсовская премия" (Приложение 1).

Слово жюри.

Провозглашение мест.

Награждение команды-победителя и лучших игроков.

Литература.

  1. Автор-составитель М.А. Иченская. Отдыхаем с математикой. Внеклассная работа по математике в 5-11 классах.
  2. Акимова С. Занимательная математика. Нескучный учебник.
  3. Чистяков В.Д. Исторические экскурсы на уроках математики в средней школе.
  4. Якушева Г.Математика. Справочник школьника.