Урок литературного чтения по теме "С.Есенин "Поет зима. Аукает…""

Разделы: Начальная школа


Цель: создание образного представления о зиме, на основе восприятия поэтических, живописных произведений искусства. Совершенствовать навык выразительного чтения, развивать воображение, устную речь и творческие способности.

Задачи:

1. Обучающие: учить воспринимать поэтическое содержание произведения (приметы зимы в восприятии поэтов).

2. Воспитательные: формирования эстетического отношения к действительности (красота зимней природы) и к речи (красота и точность словесного изображения картин природы).

3. Развивающие:

  • развивать представления о теме произведения;
  • определять настроение;
  • развивать речевой слух.

Виды работы:

  • чтение;
  • выразительное чтение (передача настроения);
  • беседа по вопросам;
  • речевая работа: толкование образных выражений, нахождение созвучий, подбор синонимов;
  • исследовательская работа.

Оборудование: портрет С. Есенина, фотографии, рисунки детей, картины художников.

- Для прослушивания: А. Вивальди "Из цикла " Времена года" Зима".

Ход урока

Организационный момент

Эпиграф урока (на доске)

Ум и сердце в работу вложи
Каждой секундой в труде дорожи.

- Как вы понимаете эти слова?

Минутка чтения

- артикуляционное чтение (отметили);

- жужжащее чтение (отметили);

- выразительное чтение (оценивание).

Введение в раздел

- Рассмотрите иллюстрацию на развороте седьмого раздела (с 50-51).

- Прочитайте название раздела.

- Умеет ли зима петь?

- Как? (Воет, гудит ветер, хрустит снег, потрескивают от мороза деревья)

- Почему эта строка в кавычках? (Цитата)

- Из какого произведения? Кто автор? (С. Есенин "Поет зима, аукает:")

- Любите ли вы зиму?

- А что особенно нравится?

- А Настина семья любит зимой кататься на лыжах.

Приятно побежать по лыжне и открывать для себя заново все хорошо знакомые места. А вечером :

Чтение авторского текста (с.52)

- Давайте прочитаем и подумаем, какие чувства и воспоминания переполняют Настю? (Чувство удовлетворения, радости, восторга. Она вспоминает как красив и чудесен лес зимой).

Работа над стихотворением.

- Сегодня мы будем работать над стихотворением С. Есенина "Поет зима, аукает :"

- Послушайте его.

Рассказ об авторе (портрет).

С. Есенин - русский поэт. Он родился и вырос в семье Константиново, под Рязанью, на берегу Оки. Он любил своего деда, который учил его быть сильным, чтобы его никто не поборол. Читать Сережа научился в 5 лет под руководством деда. С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. Стихи стал складывать в 8-9 лет. Многие стихи С. Есенина стали песнями - это знак любви и памяти поэта и его творчества. С. Есенин очень любил родную природу и воспевал ее в своих стихах.

Чтения стихотворения про себя.

- Сейчас вы прочитаете стихотворение артикуляционным чтением. И после чтения ответьте на вопрос:

- Какие картины зимы вы себе представили?

- Подчеркните слова, которые вам непонятны.

- Итак, вы прочитали. Какие же картины вы себе представили?

а) Словарная работа.

- А теперь давайте разберем значение непонятных вам слов.

  • Аукать - кричать, перекликаться.
  • Озябли - замерзли, продрогли.
  • Баюкает - укачивает напевая.
  • Стозвон - много звука.
  • Сосняк - сосновый лес.
  • Шелковым - очень мягким.
  • Стелется - распространяется понизу, простирается низко по земле.
  • Сиротливый - тоскливо-одинокий, унылый.
  • Рев - громко плакать.
  • Бешенным - большой силой напряжения, яростно.
  • Ставня - дощатая створка для прикрытия окна.
  • Свешенные - опущенные к низу.
  • Вихрь - круговое движение ветра.

-Давайте прочитаем текст и поразмышляем над его содержанием.

б) Чтение вслух по строфам.

- Сейчас мы читать будем по 1 строфе и размышлять.

1 строфа.

- Кого напоминает зима? (Живое существо)

- Что она делает? (Поет, аукает, баюкает)

- Почему седые облака вызывают чувство тоски, грусти? (Цвет - седые, серые).

- Какие приемы использует автор?

- Как читать эти строки? (Неторопливо, с тоской)

2 строфа.

- Прочитаем.

- Как автор говорит о метели?

- Какие чувства вызывают у автора воробьи? (Жалеет, сочувствует им)

- Как нужно читать эти строки? (С нежностью, с чувством жалости)

3 строфа.

- Подберите синонимы к слову озябли. (Озябли - замерзли, продрогли, окоченели, застыли)

- Почему автор употребил слово "озябли"? (Оно мягче передает состояние птичек, отношение к ним автора)

- Какими вы себе представляете воробышков? (Нахохлились, спрятали клювики, прижались друг к другу)

- Как изменилось отношение автора к метели?

- Как он ее называет? (Вьюга с ревом бешенным)

- От чего злится метель? (Как бы она не старалась, воробышки дремлют и ждут весны)

- О чем мечтают пташки? (О весне)

в) Вопросы после чтения

- Кому автор сочувствует, кого жалеет?

- Что его тревожит? (Как птички доживут до весны)

- Как мы можем помочь птицам перезимовать и не погибнуть зимой? (Делать кормушки)

На доке учитель открывает картинку с изображением кормушек.

Физкультминутка.

Исследовательская работа.

I в - подчеркните слова, которые помогли увидеть цвет зимы.

II в - подчеркните слова, которые помогли услышать звуки.

- Коллективная проверка.

Вывод:

- В стихотворении С. Есенина о зиме мало красок, но много звуков?

- За счет чего создаются звуки?

- Какая музыка по характеру соответствует настроению стихотворения? (Тоскливая, грустная, то медленная, то быстрая)

- Послушаем музыку А. Вивальди "Из цикла"Времена года "Зима".

- Обратите внимание, как музыка меняется, и подумайте с чем в стихотворении ее можно сравнить.

- Мы сказали, что в стихотворении мало красок. Вот мы можем с вами это увидеть на фотографиях, рисунках детей, картинах известных художников: М.Глущенко "Зимний день", Александрова "Зимняя сказка", Игоря Эммануиловича Грабарь "Зимний пейзаж". Где художники используют минимум красок, передают состояние природы зимой.

Выразительное чтение.

- Сейчас мы с вами попробуем прочитать стихотворение, передавая все чувства и настроение.

- С каким чувством будем читать о вьюге? (С тревогой, печалью)

- О птичках? (С нежностью)

- О весне? (С радостью)

- Выберите темп чтения. (Неторопливо, громко)

Итог.

- С каким произведением знакомились?

- Кто автор?

- Что выяснили? (Что зимой мало красок, но много звуков)

-Удалось ли нам соответствовать словам девиза?