В гостях у С.Я. Маршака

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • пробудить у детей интерес к творчеству С.Я Маршака;
  • учить воспринимать содержание произведения;
  • развивать поэтический слух; формировать стремление хорошо учиться;
  • прививать любовь к чтению книг.

Оформление: на доске портрет писателя, выставка книг С.Я.Маршака; книжки, рисунки детей, мультимедиа.

При подготовке дети самостоятельно и с воспитателем читают стихи С.Я. Маршака, рисуют иллюстрации.

Во время мероприятия ребятам предлагаются разные формы работы:

  • вспомнить название книг;
  • назвать стихотворение по иллюстрации;
  • чтение стихотворения наизусть;
  • проходит инсценирование.

ХОД УРОКА

– Сегодня, ребята, вас ждёт встреча с Самуилом Яковлевичем Маршаком – детским поэтом, переводчиком. (Презентация, слайды 1-4)
С.М. Маршак родился 3 ноября 1887 году в Воронеже. Рано, еще в детстве, начал писать стихи. Он вспоминал: “… пристрастие к стихам появилось у меня с самого раннего возраста. В сущности, “писать стихи я начал до того, как научился писать. Я сочинял двустишия устно, про себя, но скоро их забывал”.
Читать он научился тоже рано, сидя во время занятий рядом с братом, с которым занимался учитель.
В своих воспоминаниях Маршак видит себя непоседой, шалуном:
“Признаться, я очень редко бывал “хорошим мальчиком”. То ввязывался на дворе в драку, то уходил без спросу в гости, то разбивал абажур от лампы или банку с вареньем. В раннем детстве я не ходил, а только бегал”.
Но Маршак был очень старательным и любил учиться. Учась в гимназии, он увлекался древними языками, литературой, и делал переводы. Много писал для детей стихи, сказки, загадки, пьесы.
– Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми и просвещёнными людьми, чтобы они любили книгу, и книга помогала им жить.
– До последнего дня своей жизни ( 4 июня 1964 года) Самуил Яковлевич Маршак не расставался с пером и бумагой.

1 чтец:

«Исчезнет мир в тот самый миг»

Исчезнет мир в тот самый час.
Когда исчезну я,
Как он угас для ваших глаз.
Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,
Поблекнут все цветы.
Не будет больше тишины,
Не станет темноты…

Нет, будет мир существовать,
И пусть меня в нём нет,
Но я успел весь мир обнять
Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал и жил
И всё, что мог, постиг.
И этим право заслужил
На свой бессмертный миг.

Я предлагаю вам вспомнить творчество С.Я. Маршака. Посмотрите на эти книги, многие из вас их читали и знают. Давайте назовём их. (Презентация, слайды 5, 6)
– Самуил Яковлевич, будучи ещё совсем молодым человеком, поехал учиться в Англию. Чтобы лучше изучить язык, он пешком совершал большие путешествия по английским деревням и сёлам. Он узнал и полюбил английскую поэзию и начал переводить английских поэтов, народные баллады и песни.
– Вот некоторые стихотворения из этих книг. (Презентация, слайд 7)

Чтецы читают стихи: «Перчатки», «Котята», «Барашек», «Кузнец»

(Презентация, слайд 8)

– Назовите стихотворение по иллюстрациям.

(Презентация, слайд 9)

– В первом классе вы учили буквы. Давайте вспомним «Весёлую азбуку» С.Я. Маршака.

Дети читают стихотворения.

(Презентация, слайд 10)

– Давайте расшифруем название сказки С.Я. Маршака по первым буквам предметов.

Инсценировка отрывка пьесы «Теремок»

…Вот живут они – лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит – сторожит теремок.

Злой дед:

Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.

Волк:

Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?

Лягушка:

Я, лягушка-квакушка.

Мышка:

Я, мышка-норушка.

Петух:

Я, петушок – золотой гребешок.

Еж:

Я, серый ежик –
Ни головы, ни ножек.
А ты кто?

Волк:

А я – волк,
Зубами щелк!

Мышка:

А что ты умеешь делать?

Волк:

Ловить
Мышат!
Давить
Лягушат!
Ежей душить!
Петухов потрошить!..

Мышка:

Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.

Злой дед:

Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису.
А лиса идет навстречу –
Рыжий хвост, глаза как свечи.

Волк:

Лисавета, здравствуй!
Лиса:
Как дела, зубастый?

Волк:

Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?

Лиса:

Теремок?

Волк:

Он не низок, не высок.

Лиса:

Не высок?

Волк:

Мышь-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух, –
Ощипать бы только пух!

Лиса:

Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!

Волк:

Да и мне поесть охота, –
Только заперты ворота...
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем!

Лиса:

Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!

Волк:

Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!

Злой дед:

В это время, в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.

Медведь:

Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса.
Где найти его, лиса?

Лиса:

Видишь, Миша, теремок?
Медведь:
Теремок?

Лиса:

Он не низок, не высок.

Медведь:

Не высок?

Лиса:

Мышь-норушка
Там зерно толчет.

Волк:

А лягушка
Пироги печет.

Лиса:

Пироги печет капустные,
Подрумяненные, вкусные.

Волк:

А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком.

Лиса:

Ты не хочешь ли проведать
Петуха,
Петушиные отведать,
Потроха?

Медведь:

Петушатина – хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда!

Лиса:

Нет уж, Мишенька, пойдем
Да на месте отопрем!

Злой дед:

Вот идут они к соседям –
Волк, с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.

Медведь:

Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!

Мышка:

Это кто пришел к нам на ночь?
Медведь:
Михаил!

Мышка:

Какой?

Медведь:

Иваныч.
А по-вашему – Медведь.
Потрудитесь отпереть!
Долго ждать мне неохота.
Расшибу я вам ворота!

Мышка:

Тише, Мишенька! В ворота не стучи!

Лягушка:

Наше тесто опрокинется в печи!

Петух:

Ты не суйся в теремок – кукареку!
Или шпорами тебя я засеку!

Еж:

Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем – ежом!

Медведь:

Не хотят меня хозяева впустить.
Не хотят меня обедом угостить!

Лиса:

Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались!
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота отопрем!

Злой дед:

И пошла у них работа:
Навалились на ворота...

Добрый дед:

Да не могут отпереть.
Огрызается медведь.
Бьет он волка, точно сваю,
А лиса хлопочет с краю.
Ей, плутовке, легче всех –
Бережет свой рыжий мех.

Лиса:

Вперед!

Медведь:

Назад!

Лиса:

Идет
На лад!

Медведь:

Слышишь, лисонька,
Как досточки
Трещат?

Волк:

То не досточки,
А косточки
Хрустят –
Раздавил меня бессовестный медведь!
Без обеда мне придется помереть.
Отдышаться до сих пор я не могу.
Еле-еле до постели добегу!

Медведь:

Не возьму, лиса, я в толк:
Почему взбесился волк?
Отчего он убежал?

Лиса:

Ты слегка его прижал –
Оттого и убежал!
Еле ноги уволок...
Да какой от волка прок?
И без волка мы ворота отопрем,
Петушатины отведаем вдвоем.

Медведь:

Очень хочется мне, лисонька, поесть!
В подворотню я попробую пролезть.

Добрый дед:

Изловчился косолапый,
В подворотню сунул лапу.
Да, как видно, невпопад –
Не идет она назад.
Аж в груди дыханье сперло.
Заорал во все он горло.

Медведь:

Ой, лисичка, помоги!
Мне не вытянуть ноги!
Пособи мне дружбы ради,
Потяни меня ты сзади!

Добрый дед:

Не ответила лиса
И ушла к себе в леса.

– А кто помнит самое весёлое стихотворение, о человеке, который всё путал?

Чтец читает стихотворение «Вот какой рассеянный»

– Ответьте на вопросы этого стихотворения. (Презентация, слайд 11)

– А знаете, ребята, а ведь писатель предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что он написал в 1962 году:

«Читатель мой особенного рода:
Умеет он под стол ходить пешком.
Но радостно мне знать, что я знаком
С читателем двухтысячного года!»

– Закончим наш литературный праздник стихотворением С.Я. Маршака «Пожелания друзьям», написанным в 1958 году. Это стихотворение написано для вас, детей двадцать первого века.

«Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.

Вам от души желаю вам,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!»

– Мы с вами живем в нелегкое время. Россия испытывает огромные трудности, в то же время старается их преодолеть. В этом помогают люди, те, кто добросовестно работает, кто охраняет нас от врагов, кто просто любит свою родину.
Вот и вам, ребята, надо так учиться, так жить и трудиться, чтобы, когда вы вырастите, страна могла поручить вам любую работу и вы бы с ней справились.