Статья "Укрепление здоровья детей – приоритетные задачи образовательной деятельности начальной школы"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии


Школа - один из первых социальных институтов, с которыми сталкивается человек. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перепитиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса "прочности", которое принято называть здоровьем. Однако пока ребёнок растёт и формируется, педагоги, врачи, родители и все, от кого это зависит, должны прикладывать максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, препятствующим его полноценному развитию, а напротив была образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в тоже время реально готовит его к будущей непростой жизни.

Проблема обеспечения здоровья должна решаться не только медициной, но и педагогикой через внедрение системы знаний о человеке, его здоровье, способах его формирования и сохранения.

В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетическими нарушениями, плохой экологической обстановкой и т.д. Поэтому необходимо научить детей самим заботиться о своём здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни. Чтобы научить детей быть здоровыми, педагогам и родителям не всегда хватает знаний о путях формирования здорового образа жизни. Следовательно, введение здоровьесберегающих основ в учебно-воспитательный процесс в начальной школе является актуальным.

Стремясь повлиять на сложившуюся тревожную ситуацию, мы ставим задачу сохранения здоровья учащихся, формирование здорового образа жизни как одно из приоритетных направлений в своей работе.

Работу начинаем с первых дней пребывания ребёнка в школе. И именно с первых дней укрепление здоровья строим с учётом личного потенциала здоровья каждого ученика. Первым, что мы считаем, необходимо создать здоровый микроклимат для учащихся, комфортность пребывания в школе. Что за этим стоит? Это удобная парта, которая будет отвечать санитарным нормам, учебники, организация режима работы и отдыха в течение дня.

За последние пятьдесят лет информационная нагрузка на ребёнка возросла в сотни раз. Очень большой объём информации, которую ребёнок получает из области окружающего мира. Первоклассник наряду с этой информационной нагрузкой должен включиться в учебный процесс. Стараемся ввести его в этот процесс постепенно, вызывая интерес к новому виду познания, так, чтобы не перегрузить с первых дней, не вызвать негативное отношение к школе. В первом классе мы отказались от домашних заданий, а во 2-4 классе они сводятся до минимума.

Большое внимание отводим динамической паузе, которая представляет собой свободный урок, проводящийся на свежем воздухе. Динамические паузы имеют положительные результаты для сохранения здоровья учащихся, их физического развития и психологического самочувствия. Игры, прогулки, экскурсии во время этих пауз позволяют повысить результаты эмоциональности образовательной среды, так как идёт постоянное общение с учителем в неформальной обстановке.

Каждый рабочий день дети начинают с зарядки, которая помогает им настроиться на работу, почувствовать прилив бодрости, ощутить радость бытия. По возможности в течение дня открываем форточки, чтобы дети не ощущали кислородного голодания. На уроках стараемся замечать эмоциональное состояние каждого учащегося и при необходимости корректировать его. При первых проявлениях внешнего утомления прекращаем урок и включаем детей в игру, проводим физкультминутку. Вовремя снятое умственное напряжение, определение нагрузки с учётом возможностей ребёнка, позволяют учебный процесс считать успешным.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми. А между тем секрет этой гармонии прост - здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в мире. Как правило, результатом здорового образа жизни является физическое и нравственное здоровье. Родители являются активными участниками становления ребёнка как личности, формирования его здорового образа жизни.

Налаживаем тесный контакт с родителями тех детей, которые имеют отклонения в здоровье. Это и регулярное посещение врача, на учёте у которого стоит ребёнок, это и щадящий режим в школе и вне её, это и специальная группа для занятий физкультурой, это и особое, тёплое, бережное отношение учителя к таким детям. Вместе с родителями мы организуем походы, экскурсии в природу, весёлые соревнования.

Не секрет, что дети приходят в школу с уже сложившимися вредными привычками: поздно ложатся спать, грызут ногти, сосут карандаши, ручки. Мы посчитали необходимым ввести курс "Азбука здоровья", на занятиях которого ребята смогли бы посмотреть на себя со стороны, узнать, как заботиться о своём здоровье, как себя вести, чтобы не навредить себе. Большие возможности в этом представлены в курсе изучения предмета "Окружающий мир", где учащиеся знакомятся с организмом человека. Стараемся довести до сознания детей понимание того, что только они в ответе за своё здоровье.

Особое внимание уделяем борьбе с вредной привычкой - курением. Часто антиникотиновое воспитание в школе носит спонтанный характер, который носит эффект "запугивания". В антиникотиновое воспитание мы включаем выработку навыков противостояния социальной среде. Этому в значительной степени соответствует проведение ролевых игр, в ходе которых школьнику предлагается найти вариант отказа от предложенной сигареты в наиболее типичных ситуациях. Ребёнок должен знать: нормальный образ жизни - это жизнь без курения.

В работе по укреплению здоровья мы частично используем методику энергии полного дыхания, предложенную австрийским учёным профессором Б.М. Лессер-Лазарно. Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом, что очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь. Рука на груди фиксирует правильное дыхание.

Так, звук А снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть лёгких. Снимает физическую и умственную усталость.

Звук О - звук глубокой гармонии, состояния равновесия.

Звук У - чувственный звук, он стабилизирует эмоциональное равновесие.

Звук И - звук разума. Звук И стимулирует головной мозг.

Пропевая гласные звуки, мы помогаем детям приобщиться к воздействию спящей в детях мощной энергии.

В целях профилактики улучшения зрения на каждом уроке используем упражнения для глаз. Упражнение выполняется сидя на стуле, спина прямая, руки лежат на коленях. Каждый раз по мере выполнения отдельных упражнений фокусируется взгляд на каком-нибудь предмете. Этому способствует концентрации зрения.

Для развития мелкой моторики используем гимнастику для рук, каждое упражнение которой заканчивается обязательным расслаблением кистей рук.

Введение третьего часа физкультуры предоставляет широкие возможности для физического развития. Отличительной особенностью этого урока является то, что мы проводим его в любое время года на свежем воздухе, деятельность ученика не оценивается, но это не умаляет достоинства этого урока.

После проведения в классе открытого мероприятия "Лесные травы" дети заинтересовались лекарственными травами, их чудодейственной силой, которую человек использует с древности.

Учащиеся наших классов являются активными участниками проводимых в школе спортивных праздников, "Дней здоровья".

Они здоровы, активны, подвижны, любознательны. Считаем, что это результат той работы, которая проводится в классе. Это даёт стимул для поиска в данном направлении, новых форм и методов, направленных на физическое развитие учащихся.

Литература.

1. Дубровский А.А. Открытое письмо врача учителю.- М., 1988

2. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. МГФПШК, 2000