Урок развития речи в 3-м коррекционном классе по теме "Наземный транспорт"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся с видами наземного транспорта

Задачи:

Образовательные задачи:

- закрепить знания детей о различных видах транспорта;

- расширить знания детей о наземном транспорте;

- упражнять в умении классифицировать наземный транспорт по видам.

Коррекционно-развивающие задачи:

- корректировать внимание;

- развитие связной устной речи, памяти, зрительного восприятия;

- обогащение словарного запаса;

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к учебе, к предмету;

I. Организационный момент.

Игра на внимание "Снежный ком", тема "Транспорт"

(Учащиеся по очереди называют слова на тему транспорт: первый ученик называет слово, второй повторяет сказанное слово и называет свое. Третий называет два предыдущих и произносит свое слово.

Например:

1 - машина

2 - машина, поезд

3 - машина, поезд, самолет)

- Молодцы!

II. Проверка домашнего задания.

1. Беседа.

- Что такое транспорт?

(Транспорт - отрасль хозяйства, связанная с перевозкой людей, грузов.)

- Какие вы знаете профессии людей, связанные с транспортом?

(Водитель - водит машину, кондуктор - распространяет билеты за проезд, механик - ремонтирует машины)

- На какие группы можно поделить транспорт?

Транспорт

  • Воздушный
  • Водный
  • Наземный
  • Подземный

2. Игра "Лото"

У каждого ребенка три карточки - поля:

Белое поле с облаками - воздушный транспорт,

Синее поле с волнами - водный транспорт,

Зеленое поле - наземный транспорт

и картинки с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своей картинки на карточке - поле.

- Молодцы!

- Уберите поля с воздушным и водным транспортом.

- Поле, с каким транспортом осталось? (С наземным)

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы поговорим о наземном транспорте.

- Попробуем, поделим его на группы.

- Повторим правила поведения в общественном транспорте, правила дорожного движения

IV. Работа по теме.

Посмотрите на картинки, которые у вас лежат на карточке - поле и назовите, что относится к наземному транспорту?

(Автобус, грузовая машина, пожарная машина, поезд и т. д.)

- Подумайте, на какие группы можно поделить наземный транспорт?

наземный транспорт

  • грузовой
  • пассажирский
  • специальный

- Если транспорт перевозит грузы, то его называют : грузовой

- Если транспорт перевозит людей, то его называют : пассажирский

- А еще ребята есть специальный вид транспорта.

- Уберите картинки в конверт.

Грузовой транспорт.

Отгадайте загадку.

У него огромный кузов,
Кузов для различных грузов,
Он могуч, силен как бык,
А зовется :(грузовик)

Первые машины появились очень давно и работали они при помощи пара. Служили они тягачами, перетаскивали грузы. Слово "шофер" означает "кочегар", ведь именно кочегар управлял первой самоходной машиной. Сейчас грузовики разные и выполняют они разную работу: перевозят зерно, книги, молоко, бензин, цемент и т. д.(показ машинок - игрушек)

Игра "Аукцион" (При затруднении можно движения показать на игрушечном грузовике)

- Назовите слова действия, относящиеся к грузовику (едет, стоит, разворачивается, тормозит, поворачивает, объезжает, заезжает, уезжает, обгоняет и т. д.)

Физминутка "Поезд с грузом"

Дети становятся в круг. По сигналу они перекидывают мячи друг другу (грузят вагоны). После команды "погрузка закончена" дети выполняют движение руками (имитация езды поезда) с движением по кругу друг за другом и произношением на выдохе "чух - чух - чух". После чего поезд останавливается, произносится на выдохе "ш - ш - ш" как можно дольше. Выполняется глубокий вдох через нос - набрали сил и приступили к разгрузке вагонов. Мячи передаются в другую сторону.

Видов транспорта довольно много и с каждым годом становится все больше и больше - появляются скоростные поезда. Детям и взрослым нужно быть очень внимательными там, где вы можете повстречаться с большими и сильными машинами.

- Что отнесем к грузовому транспорту? (Грузовые машины, грузовые поезда)

- Для чего нужен грузовой транспорт?

2. Пассажирский транспорт.

- Прочитайте и отгадайте загадку.

На (рис. колес) едет (рис. дом)!
В (рис. дом) комната одна.
Город виден из (рис. окно) .
(рис. дом) торопится, спешит,
(рис. дом) по улице бежит. (автобус)

- К какому виду транспорта отнесем автобус к грузовому, пассажирскому, специальному?

- Что еще относится к пассажирскому транспорту? (трамвай, троллейбус, такси, пассажирские поезда, электрички)

По картинкам сравнить автобус, троллейбус, трамвай.

- Что общего у автобуса и троллейбуса? (перевозят людей, резиновые колеса)

- Чем отличаются? (автобус ездит на бензине, троллейбус на электричестве)

- Что общего у трамвая и троллейбуса? (перевозят людей, передвигаются за счет электричества)

- Чем отличаются? (у троллейбуса - резиновые колеса, у трамвая железные колеса и передвигается по рельсам)

Автобус, троллейбус, трамвай, пассажирский поезд, электричка - это общественный транспорт. В нем каждый может поехать куда нужно. Но чтобы в нем ехать - нужно знать определенные правила.

- Какие правила для пассажиров вы знаете?

После ответов детей зачитывают правила.

Специальный транспорт.

Слово "специальный" в переводе с латинского означает "особый" Эти машины и вправду особые. Они нужны для ответственной работы. Их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь.

Не играй, дружок, с огнем.
Помни ты, она мала,
Но от спички - невелички
Может дом сгореть дотла.

Если случится пожар, звони по телефону 01. И к вам на помощь придет пожарная машина. Она имеет красный цвет, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену. (Показ картинки)

Днем и ночью на страже мира и спокойствия граждан - милиционеры. Если с вами беда - звони 02. Милицейская машина белого цвета с синей полосой и надписью. (Показ картинки)

А если случится тебе простудится,

Привяжется кашель, поднимется жар :

Тогда звони по телефону 03, и к вам приедет машина - скорая помощь.

Машина скорой помощи - белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу. (Показ картинки)

Но есть еще одна специальная машина, которая может заменить собой все предыдущие. Это машина МЧС. Вызывают ее по телефону 01.

Если эти машины едут с проблесковыми маячками, то все должны уступать им место на дороге.

Кроме этих машин, есть еще автомобили, которые перевозят продукты, почту или участвуют в спортивных соревнованиях. Они тоже относятся к специальному транспорту.

- Как вы думаете, какой транспорт является наиболее безопасным средством передвижения? (Каждый опасен по - своему)

- Как избежать опасных ситуаций, связанных с транспортом? (Соблюдать правила дорожного движения)

Сейчас я посмотрю, как вы знаете правила дорожного движения. Представьте на минутку, что мы очутились в стране Лилипутии, все в это стране маленькое и люди, и машины. Но у них, как и у нас по дорогам ездят машины и нам предстоит перейти дорогу. Ваши действия. (На предполагаемою дорогу ставятся игрушечные машины, дети стоят на обочине этой дороги. В какую сторону нужно посмотреть сначала? Почему?)

V. Закрепление изученного.

Отгадайте загадки и дайте полную характеристику этому транспортному средству, используя слова из темы урока, из схемы.

Дом на рельсах тут как тут
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай -
Отправляется :(трамвай)

Трамвай - наземное, пассажирское, общественное транспортное средство.

Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровоза сестричка :
Кто такая : (электричка)

Электричка - наземное, пассажирское, общественное транспортное средство.

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется - под лучами
Отливает серебром (самолет)

Самолет - воздушное, пассажирское или грузовое, транспортное средство.

VI. Итог.

- На какие группы поделили наземный транспорт?

- Что относится к специальному транспорту?

VII. Домашнее задание на выбор.

Записать 4 загадки о транспорте.

Угадать какой транспорт зашифрован

Воавтобуссувтрамвайпогрузоваямашина

Лдшпоездгпепожарнаямашина

зарпассажиртаксимомотоцикливелосипед.

Вычеркни букву ю, прочитай полученные слова и определи к какой группе их отнесешь

Юююпюоюеюзюдюююмюаюшюиюнюаюююювюеюлюоюсюиюпюеюдююю

Гюрюуюзюоювюиюкююютюрюаюмювюаюйююютюаюкюсюиюсюкюоюрюаюяюююпюоюмю оющюьюююмююоюютюююоюцюиююкююлюююююю.

Рефлексия.

Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

А сейчас загрузим наш грузовик. Перед вами лежат кубики: красный, желтый, зеленый. Если вам урок понравился - загружаете зеленый кубик, если нет - красный, а если не то и не другое - желтый.

Презентация.