Внеклассное чтение "Мир глазами волшебника"

Разделы: Начальная школа


Цель  урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена;

Задачи урока:

  • систематизировать и обобщить знания по творчеству Г.Х. Андерсена;
  • развивать речь учащихся, познавательную активность;
  • пополнять словарный запас; воспитывать интерес к чтению, сочувствие и сострадание к людям;
  • воспитывать честность, благородство, любовь к чтению, умение анализировать прочитанное;
  • формировать дружеские взаимоотношения, навыки взаимопомощи.

Подготовка к уроку: учащимся дается задание прочитать как можно больше сказок Г.Х.Андерсена, ознакомиться с биографией автора; нарисовать рисунки к сказкам; 4 командам выбрать капитана и придумать название команды по теме урока.

На доске:

  • Портрет Андерсена
  • Иллюстрации детей к сказкам
  • Выставка книг Андерсена

Дополнительное оборудование:

  • мультимедиа-проектор, экран (компьютер);
  • цифровые веера для команд;
  • карточки-задания (ромашки) для команд;
  • награды командам.

Тип урока: урок-викторина.

Все мы обязаны делиться с миром лучшим, что есть в нас! Г.Х. Андерсен.

Ход урока

I.

Организационный момент.

 

II.

Вступительное слово учителя.

 

1.

Сообщение темы урока. (Приложение 3)

– Рассмотрите книги. Какая из них лишняя и почему? 

– Что объединяет остальные книги?

– Сегодня мы отправимся в путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена.

Слайд 1

 

Слайд 2

2.

Знакомство с биографией писателя.

Родился Г.Х. Андерсен в 1805 году в старом датском городе Оденсе на острове Фюн, в бедной семье сапожника.

Отец и мать очень любили своего сына и делали всё возможное, чтобы маленький Ганс не чувствовал окружающей его нищеты. Крохотная комнатка всегда была чисто убрана, посуда сверкала, на окнах – яркие цветы.

Ганс любил ходить в богадельню и слушать, как старушки, сидя за пряжей, рассказывали старинные народные сказки. С этого времени, сам того не сознавая, Андерсен становится сказочником. Ведь то, что рассказывали старухи, он переделывал на свой лад, и они только ахали, когда он снова рассказывал их, но уже от себя.

Слайд 3

 

В Оденсе был театр. Попав впервые на представление, Ганс был ошеломлён, потрясён. Так родилась любовь к театру, которую он пронёс через всю свою  жизнь.

На театр не было денег и мальчик заменил подлинные спектакли воображаемыми.Он подружился с городским расклейщиком афиш Петером, начал помогать ему, а за это Петер дарил Христиану по одной афише каждого нового спектакля.

Христиан приносил афишу домой, забивался в угол и, прочитав название и имена действующих лиц, тут же выдумывал захватывающую дух пьесу, под тем же названием, которое стояло в афише.

Выдумывание это длилось несколько дней. Так создавался тайный репертуар детского воображаемого театра, где мальчик был автором и актёром, музыкантом и певцом.

Слайд 4

 

Когда Андерсену исполнилось 14 лет. Умер его отец. Несмотря на слёзы и уговоры матери, с узелком в руке и 13 талерами в кармане, отправился он в далёкий Копенгаген (столицу Дании) завоёвывать славу на театральных подмостках.

В столице ему пришлось бороться с голодом, нищетой, одиночеством, пренебрежительным отношением к себе.

Но, в конце концов, нашлись добрые люди, увидевшие способности мальчика и помогли ему. Они добились бесплатного обучения Андерсена в университете, материально поддерживали и находили слова утешения.

Слайд 5

 

Ганс Христиан Андерсен стал писателем. Он написал более 170 сказок и историй, его имя известно всему миру.

Его сказки были переведены на русский язык ещё при жизни автора и он написал: «Я рад, что мои произведения читаются в великой,  могучей России».

Слайд 6

 

– Сказки Г.Х.Андерсена любят и знают дети и взрослые всего мира. Насколько хорошо эти сказки знаете вы, мы сейчас проверим.

Сказочная викторина. (Приложение 1)

Играют 4 команды:

Слайд 7

  1

Название команды, представление капитана.

 

  2

Разминка.

Слайд 8

  3

Угадай сказку по её началу.

Слайд 9

  4

Кто о ком говорит?

Слайд 10

  5

Сказочные женихи и невесты.

Слайд 11

  6

Узнай адресата.

Слайд 12

  7

Конкурс-поиск.

Слайд 13

  8

Блиц-проверка.

Слайд 14

  9

Конкурс эрудитов.

Слайд 15

 10

Мой Андерсен.

Слайд 16

 

Подведение итогов викторины. Награждение команд. (Приложение 2)

 

 

Заключение.

«Рассказать биографию Андерсена, наверное, не столь трудно: он был сыном прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, а когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и  принцев».

(Г. Циферов «Мой Андерсен»)

Слайд 17

Литература:

  1. Бондаренко Е. КВН по сказкам Х.-К. Андерсена // Нач. школа. – 2000. – 12
  2. Дмитриевич В. Литературная викторина по сказкам Х. К. Андерсена // Нач. школа. – 2000.– 8
  3. Тельминова Н.А. Эти старые, старые сказки: Литературная игра по сказкам Х.К.Андерсена // Читаем, учимся, играем, – 2000. – Вып.1.
  4. Владимиров С. Литературная викторина по сказкам Андерсена. АБВГД. 1997,  № 9, с. 28–30, 32.
  5. Мальцева Л.И. Давным-давно (Дополнительные материалы для викторины по сказкам Андерсена). Читаем, учимся, играем. 2003,  № 3, с.70.
  6. Радченко Т.П., Че6отарева И.Г. Великий сказочник. Литературная игра. Читаем, учимся, играем. 1998,  № 7, с.18-19.
  7. Скляренко Н.С. Самый любимый сказочник. Литературная игра. Читаем, учимся, играем. 2003,  № 3, с.65–69.
  8. Скляренко Н.С. Мой любимый сказочник. Литературная игра. Воспитание школьников. 2001,  № 2, с.69–73.