План-конспект интегрированного урока (математика + география)

Разделы: Математика


Цели:

  • формирование умений чтения диаграмм при изучении географии, необходимых для применения в практической деятельности и повседневной жизни;
  • формирование умений обобщать и анализировать собранный статистический материал;
  • формирование у учащихся представления о роли и значимости  данной темы

Оборудование:

  • Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 16-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2005.
  • Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: Авт. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2006.
  • Атлас Амгинского улуса (района) Республики Саха ( Якутия). Авт.: Быстрова А.В., Иванова Л.К., Захаров Н.С. И др.
  • Атлас Республики Саха (Якутия).  Разработан и составлен ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2000 г.

Ход урока

Учитель математики

Для представления статистической  информации в более удобной для восприятия форме можно использовать диаграммы.  К наиболее популярным их разновидностям относят столбчатые и круговые диаграммы.

Круговая диаграмма,  пожалуй самая красивая и наглядная.  Французы называют ее «камамбером», поскольку она действительно напоминает головку знаменитого французского сыра, разрезанную на дольки.

Чтобы построить круговую диаграмму, нужно поделить круг на сегменты так, чтобы их площади оказались в том же отношении, что и представленные на диаграмме величины.

Рассмотрим несколько примеров построения круговой диаграммы. 

Пример 1. Население  Амгино-Нахаринского наслега занимает 3% всего населения Амгинского улуса. Постройте круговую диаграмму распределения численности населения.

Решение. Так как в круге 360°, то надо найти 3% от 360° (360:100 3 =  10,8). Следовательно, надо провести два радиуса под углом 10,8°. Построим рисунок с помощью циркуля и транспортира.

рис.1

Пример 2. Вам надо определить численность национальности по таблице и круговой диаграмме (третья графа заполняется учащимися самостоятельно).

Национальность

% от всего населения улуса

численность

якуты

90,8

 

русские

5,4

 

эвены

0,8

 

эвенки

1,5

 

татары

0,2

 

украинцы

0,2

 

другие

1,1

 

Всего по улусу

100

17251


рис.2

В более удобной для восприятия форме позволяют представить статистическую информацию столбчатые диаграммы. Для их построения по горизонтали записывают различные значения какого-либо признака и над каждым из них строят столбик, высота которого пропорциональна заданной величине.

Самостоятельная работа (см. в Приложении 2). Взаимопроверка самостоятельной работы.

Учитель географии

Вы вспомнили, как строить диаграммы, а теперь давайте попробуем получить с их помощью необходимую информацию.

Внимательно изучите карты  атласов, которые находятся у вас на партах.

Вопросы для беседы

  1. Какая географическая информация представлена в виде диаграмм?
  2. Используя карты и диаграммы атласов, составьте характеристику климата Амгинского улуса, средней температуры июля, января; среднегодового  количества и их распределение по сезонам года; изменения относительной влажности воздуха; влияния воздушных масс; климатического пояса, области, климадиаграмма села Амга, роза ветров села Амга.
  3. Изучив карты атласа
    • составьте столбчатую диаграмму  динамики численности населения улуса по годам;
    • составьте точечную диаграмму воспроизводства населения Амгинского улуса (на 1000 человек населения) промилле;
    • составьте круговую диаграмму занятость населения в отраслях хозяйства.

Итог урока

Краткое повторение изученного материала:

  • Что такое диаграмма?
  • Какие виды диаграмм вы узнали?
  • Как строится круговая диаграмма?
  • Как строится столбчатая диаграмма?

Задание на дом

п.46. №№ 1409, 1437 и построить круговую диаграмму соотношения мужчин и женщин в семье.

Использованная литература

  1. Математика. Содержание образования. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2008
  2. Математика. №16, 2009, издательский дом «Первое сентября»
  3. Журнал «География в школе» №1, 2009

К работе прилагается презентация (см. Приложение 1)