Интегрированный урок литературы и обществознания по теме "Отношения между людьми"

Разделы: Литература


Цель урока: развить чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других.

Задачи урока:

  • развить коммуникативные навыки, укрепляющие социальные связи;
  • содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образов толерантности;
  • осознать многообразие проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии;
  • донести информацию о практическом опыте приобщения к культуре толерантности  учащихся разного возраста, национальности;
  • прививать детям нравственные нормы цивилизованного общества.

«Самая большая роскошь –
это роскошь человеческого общения».
Антуан де Сент-Экзюпери

Ход урока

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я рада видеть вас здоровыми, бодрыми и с хорошим настроением.

– Мы продолжаем работать над темой «Отношения между людьми».

(слайд №1) (Презентация в Приложении 1)

– Урок наш сегодня необычный. Необычен тем, что на уроке обществознания мы будем работать с литературными произведениями, будем подтверждать, а может быть, опровергать высказывания великих писателей и древних философов.

(слайд №2)

2. Повторение:

– фронтальный опрос:

Учитель:  Назовите, какие бывают межличностные отношения.

Учащиеся: Деловые, личные, приятельские, товарищеские, семейные …

Учитель: Какие чувства сближают людей, объединяют их, вызывают положительное отношение, какие затрудняют, разъединяют, мешают сотрудничеству?

(поделить слова на две группы)

Учащиеся:

Объединяют                                                 Разъединяют
 Восторг                                                        зависть
 Радость                                                       обида
 Доверие                                                       гнев
 Уважение                                                      гордость
 Горе                                                              злость

– Эпиграфом нашего урока будут слова великого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

3. Построение синквейна

Учитель: На протяжении урока мы с вами будем строить синквейн.

– Вспомним схему построения синквейна:

  • название темы
  • атрибутивная характеристика
  • характеристика по действию
  • ваше отношение
  • обогащенное название

– Тема синквейна «толерантность».

4. Основная часть

(слайд №3)

а) взаимопонимание:

Учитель: В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, напрасно обидели.

1 ученик: Без взаимопонимания не может быть ни полноценной дружбы, ни простого нормального общения.

Учитель: Взаимопонимание зависит от того, насколько мы правильно оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их.

2 ученик: Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние окружающих, их стремления и желания.

(слайд №4 Оноре де Бальзак о взаимопонимании)

б) дружба:

(слайд №5)

(работа в группах)

(каждой группе задаются вопросы, на которые они должны ответить)

1 группа: Кто такой друг?

(Друг – человек, с кем у меня доверительные, близкие отношения. Другу можно сказать то, что не скажешь больше никому.

Друг никогда не бросит своего друга в беде.)

2 группа: Что значит «дружить»?

(Без своего друга человек испытывает сильную тоску, скучает и ищет с ним каждодневного общения.

Когда друзья вместе им бывает радостно и хорошо.

В дружбе люди помогают друг другу и не думают получить что-нибудь взамен.

Дружба – это когда вместе, а не по одиночке.

Дружба проверяется долгими годами и разными жизненными ситуациями.)

3 группа: Есть ли определенные правила дружбы?

– Делись с другом тем, что есть у тебя, но нет у него.

– Помогай товарищу.

– Не ссорься: старайся работать и играть с другом  дружно.

– Останови товарища, если он делает что-то плохое.

– Умей принять помощь, советы и замечания от друга.

(слайд №6)

Учитель: Слово друг произошло от слова «другой», которое означает «такой же, как я», «равный мне», «ближний», «всякий человек другому человеку».

1 ученик:

– Сам первоначальный смысл этого слова, говорит о том, что все люди должны быть близки друг другу, иначе говоря, дружить. Если в жизни у человека есть один или два верных и преданных друга, то можно сказать, что человеку повезло.

(слайд №7 – И.А. Крылов о дружбе)

Учитель:

– Мы рассказали кто такой друг, как надо дружить и какие правила дружбы должны существовать.

– Я предлагаю поиграть в игру «Ладошки друга».

(слайд №8)

На каждой ладошке вы запишите слово. Но не просто слово, а напишите по одному самому главному качеству, без которого дружба состояться не может.

– Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Ответственность                 чуткость                       сострадание
Доброта                                   отзывчивость              терпимость
Вежливость                            милосердие                     снисходительный

(заполнение второй строки синквейна)

в) доброта:

Учитель: Одно из главных качеств на которое вы указали – доброта.

(слайд №9)

– Каким образом можно определить, что человек добрый?

Ответы детей:

– Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь.

– Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с ровесниками и взрослыми.

– Добрый человек любит природу и бережет ее.

– Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Учитель: Делать добро не так просто, нужно многое предусмотреть, много знать и понимать, чтобы сделанное дело было действительно добрым.

Чтение китайской сказки «Добро и ум».

(слайд №10)

Анализ:

– Как вы думаете, что должен был сделать император, чтобы мальчишки не стреляли в голубей?

Ответы детей:

– Объяснить, почему нельзя стрелять в птицу.

– Издать указ о наказании для тех, кто не хочет следовать мудрому завету.

– Награждать тех, кто заботится о птицах.

(слайд №11 – высказывание Д. Галсуорси о доброте)

г) вежливость:

(слайд №12)

Учитель – ученики (диалог):

– Как  вы считаете, люди хотят жить в состоянии мира или вражды?

– Мира.

– А состояние мира возможно, когда люди сотрудничают или враждуют между собой?

– Когда сотрудничают.

– А с кем вам приятно общаться и сотрудничать: с вежливыми и культурными людьми или с грубыми и бескультурными?

– С вежливыми и культурными.

– А что значит «вежливый человек»? (ответы по группам)

– Вежливый человек предлагает мирное сосуществование.

– Вежливость примиряет людей.

– Вежливыми словами человек показывает другому, что он миролюбив  предпочитает добрые отношения.

1 ученик: Вежливость – это доброжелательное, уважительное и почтительное поведение и общение человека с другими людьми.

2 ученик: Вежливые слова и поступки существуют для того, чтобы люди меньше ссорились, обижались и сердились друг на друга.

Учитель: Вежливое поведение настраивает человека на сотрудничество и добрососедские отношения, уменьшает неприязнь и раздражение.

(слайд №13 – Жан Жак Руссо о вежливости)

д) чуткость, отзывчивость, сострадание, милосердие:

Учитель: Душевные качества человека воздействуют на его отношения с другими людьми.

1 ученик: Друг должен обладать такими качествами, как чуткость и отзывчивость, сострадание и милосердие.

(слайд №14 показывается во время ответов детей 1 группы)

Чуткий человек – это…

1 группа:

– хорошо понимающий и чувствующий настроение и желания другого;

– с переживанием и сочувствием относится к другим людям;

– он сразу чувствует, что кому-то трудно и плохо, и он принимает близко к сердцу его беды, горести и жалеет его, это очень добрый человек.

(слайд №15 – А.П.Чехов о чуткости)

(слайд №16 показывается во время ответов детей 2 группы)

Отзывчивый человек – это…

2 группа:

– когда человек откликается всем сердцем на чужие беды и просьбы, старается помочь и что-то сделать;

– когда человек готов сразу же ответить заботой, делами и участием, если видит, что кому-то нужна помощь и поддержка;

– не пройдет мимо того, кому плохо, а обязательно обратит внимание, пожалеет и обязательно поможет.

(слайд №17 – Д.И. Писарев об отзывчивости)

(слайд №18 показывается во время ответов детей 3 группы)

Сострадательным называют того, …

3 группа:

– кто в трудную минуту умеет пожалеть, сказать ласковое слово и посочувствовать другому;

– когда кто-то несчастен и кому-то плохо и трудно, сострадательный человек тоже страдает и переживает вместе с ним, старается его утешить, успокоить и помочь.

2 ученик: Сострадание – «совместное СТРАДАНИЕ», страдают вместе, т.е. делят беду пополам.

(слайд №19 – Цвейг о сострадании)

Учитель: Как вы считаете, беда станет меньше, если ее разделить с другом?

(ответы детей)

(слайд №20)

Учитель: Милосердный человек не только жалеет и успокаивает другого, но всегда готов прийти к нему на помощь, может многое простить другому. Старается как-то помочь, что-то сделать для того, кто оказался в беде.

Чтение рассказа «Два облачка».

(слайд №21)

Анализ:

– Что вам больше понравилось: сострадание и жалость белого облачка или милосердный поступок серого облачка?

– Что труднее: сострадать и жалеть или помогать и поступать милосердно?

– Сострадание – хорошее или плохое качество?

(очень хорошее, но сострадание и помощь должны быть едины)

(слайд №22 – А.Дюма-сын о милосердии)

(заполнение третьей строки синквейна)

Учитель: Дайте характеристику толерантности по действию.

(принимает, располагает, прощает)

(заполнение четвертой строки синквейна)

Учитель: Какой человек достоин уважения?

(добрый, вежливый, чуткий, милосердный, снисходительный и т.д.)

– Мы пришли с вами к выводу, что:

Толерантность способствует уважению.

е) терпимость

Учитель: Умный человек всегда снисходителен к человеку, который проявляет глупость, сердечный человек снисходителен к проявлению черствости.

1 ученик: Снисхождение означает уступить, оказывать милость, покровительство, терпеть.

2 ученик: В Древней Руси учили:

«Снисходи к нуждам ближнего, принимая их к сердцу».

«Снисходи к слабостям людским, прощай их».

Учитель: Понимание других и снисхождение к ним рождает в человеке терпимость.

(слайд №23)

Терпимый человек тот, …

– кто умеет терпеливо, спокойно и без вражды относиться к словам, мыслям и поступкам других людей;

– кто старается понять другого, он считается с чужим мнением, он миролюбив и дружелюбен.

(слайд №24 – И.С.Тургенев о терпимости)

(заполнение пятой строки синквейна)

Учитель: Из того, что мы с вами сказали, мы можем сделать вывод, что

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – есть ТЕРПИМОСТЬ.

(слайд №25)

(заполненный синквейн)

Толерантность.

Снисходительный, добрый, вежливый, чуткий, отзывчивый, милосердный.

Принимает, располагает, прощает.

Толерантность способствует уважению.

Терпимость.

5. Итог урока.

1 ученик: Все эти качества помогают человеку общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить слова Экзюпери: 

(слайд №26 – Антуан де Сент-Экзюпери о человеческом общении)

«Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения».

2 ученик: Общаясь с другим человеком, проявляя интерес, внимание к его проблемам, заботам, сочувственно относитесь к его переживаниям.

(слайд №27)

Учитель: В сказке Антуана де Сент Экзюпери «Маленький принц» Лис говорит замечательные слова: «Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за всех кого приручил. Ты в ответе за свою розу».

Человек должен быть ответственен не только за свои поступки, но даже за свои слова, которые он произносит.

(слайд №28)

1 ученик: Ответственность – способность выполнять свои обязательства независимо от обстоятельств и отвечать за последствия своих решений и действий.

Нечасто встретишь человека, который бы никогда ни с кем не ссорился. Необходимо отвечать за свои действия, т.к. человек в обществе облечен множеством прав и обязанностей.

(слайд №29 – Конфуций об ответственности)

(слайд №31 – фото детей)

Давайте встанем все в круг, возьмемся за руки и дадим друг другу советы, соблюдая которые мы в классе будем жить дружно.

– избегайте конфликтов, ссор;

– избегайте грубых слов;

– избегайте насмешек в адрес собеседника;

– избегайте обидного, презрительного, унижающего тона, угроз;

– если же ссора состоялась, миритесь.

Учитель: У каждого из вас свои особенности, разные характеры, взгляды, так давайте относиться друг к другу ТОЛЕРАНТНО и «если вы чем-то не похожи друг на друга, вы этим вовсе не оскарбляете  друг друга, а, напротив, одаряете».

6. Домашнее задание.

– Составить синквейн к слову ДОБРОТА.

Два облачка

Летели по небу два облачка, белое и серое. Увидели они меду большими камнями маленькое сохнущее деревце и, подлетев к нему, стали его жалеть.

– Ах, какое оно бедненькое, наверное, из-за этих камней ему не хватает воды, – сказало белое облачко, – а эти большие тучи летают так высоко, сто ничего не видят и никогда не знают, где их дождь нужен.

– Мне его тоже жаль, – сказало серое облачко и тут же предложило белому. – А давай с тобой вместе соединимся и превратимся в маленькую тучку. Тогда у нас вдвоем как раз воды хватит на то, чтобы деревце напоить. Мы с тобой будем лить аккуратно, чтобы вода не на камни, а прямо на деревце попадала.

– Вот еще, – недовольно ответило белое облачко. – Я полетать хочу, я ты мне, белому и чистому, предлагаешь в темную тучку превратиться и дождем в грязную землю вылиться.

– Но ведь тебе же жаль деревце и сочувствовать его несчастью и беде я могу, а вот помогает пусть кто-нибудь другой. А я лучше дальше полечу, – сказало белое облачко и улетело.

Оставшись одно, серое облачко решило поскорее найти где-нибудь воду. Нужно было поскорее собрать в себя воду, вырасти и, превратившись в тучку, полить деревце. Но кругом воды нигде не было, много дней стояля жаркая погода, и все лужи давно пересохли. Долго летало серое облачко и лишь случайно нашло одну большую лужу. Совсем не побоялось оно испачкаться и, впитав из лужи воды, стало темною тучкою. Вернулась тучка к деревцу и напоило его. Скоро деревце выросло, раздвинуло в стороны камни и стало угощать прохожих людей спелыми грушами. Едят люди груши и не догадываются, что сладкую и сочную еду они получили благодаря милосердному поступку серого облачка.

Добро и зло

(китайская сказка)

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют по ним из рогаток, и объявил:

– Кто принесет во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты и покои наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворе голубей и спросил:

– Зачем столько птиц?

Император ответил:

– У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их живыми

– Кто же кормит птенцов? – поинтересовался мудрец.

– Каких птенцов? – спросил император.

– У птиц, которые живут теперь  во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

– Об этом я не подумал, – признался император.

Тогда мудрец сказал:

– У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принес столько зла, сколько вы. Все гнезда сейчас в ваших лесах наполнены мертвыми птенцами.

Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

– Ах, как трудно быть добрым! – воскликнул огорченный император.

На это мудрец заметил:

– И доброе дело надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Используемая литература:

  1. Волкова Т.В., автор-составитель. Наука быть человеком. Материалы для классных часов. Волгоград, «Учитель»  2008 г.
  2. Персидская И.В., Фонова Г.А., Лободина Н.В. и др. авторы-составители. Классные часы. Волгоград. «Учитель» 2007 г.
  3. А.А. Жадан. Жемчужина мысли. Минск. «Беларусь» 1991 г.
  4. Андрианов В.А. Философия для детей (в сказках и рассказах). Минск. Современное слово. 2003 г.
  5. persons-info.com
  6. prosa.ru