Информационные технологии на уроках химии. Урок на тему "Соли"

Разделы: Химия


Уровень образования: основное общее образование

Класс: 8 класс

Цель урока: сформировать понятие о классе соли.

Задачи урока:

  • повторить классификацию веществ;
  • рассмотреть состав и строение солей;
  • повторить общие правила названия соединений;
  • рассмотреть номенклатуру солей;
  • продолжить обучение определению степени окисления элементов и зарядов ионов в сложных соединениях;
  • рассмотреть какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту.

Тип урока: комбинированный.

Технология урока: информационно-коммуникативная

Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации "Соли", проблемный, частично-поисковый.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование и реактивы: компьютер, интерактивная доска Interwrite, мультимедийная презентация к интерактивной доске по теме урока (приложение 1) , опорный конспект, образцы солей: Na2CO3, CaCO3, NaCL, Ca3(PO4)2

Используемые учебники и учебные пособия: О. С. Габриелян "Химия. 8 класс". 2008 г. Дрофа, Москва

Другие источники литературы используются на усмотрение учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

Давайте вспомним, какие классы неорганических веществ мы с вами изучили?

2. Актуализация знаний.

(Слайд 1)

1. (С помощью функции "выделенный элемент" подобрать классы неорганических соединений, которые мы уже знаем)

Классификация неорганических соединений

  • Неметаллы
  • Простые
  • Оксиды
  • Кислоты
  • Металлы
  • Сложные
  • Основания

Распределите вещества по классам неорганических соединений.

HCL, SO2, NaCL, H2SO4, CaO, Fe(OH)2, K2CO3

(Слайд 2)

Задание 2.

Дайте названия этим веществам (обучающиеся выходят к интерактивной доске и пишут пером во второй колонке, 3 колонка закрытая, правильные ответы скрыты маркером). В ходе выполнения задания с помощью ластика стирается строчка 3 колонки и проявляется полный ответ.

HCL   соляная кислота
SO2   оксид серы(4)
NaCL   хлорид натрия
CaO   оксид кальция
Fe(OH)2   гидроксид железа(2)
K2CO3   карбонат калия

- Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания? (Да, мы не смогли определить к какому классу относятся NaCl и K2CO3).

- Действительно вы встретили новые вещества, которые относятся к новому классу веществ - это соли.

3. Получение новых знаний.

(Слайд 3)

Соли - это сложные вещества, состоящие из катионов металлов и анионов кислотных остатков.

- Для того чтобы научиться называть соли, давайте вспомним как дать название основанию.

(называем анион - гидроксид, затем - катион, например, NaOH - гидроксид натрия).

-Так как соли тоже состоят из катионов и анионов логично предположить, что порядок названия солей такой же. В первую очередь называем анион - кислотный остаток, затем катион - металл и его степень окисления, если она переменная. Например:

(учитель выписывает на доске формулу соли CuSO4 и разбирает с учащимися порядок названия этого вещества)

Называем кислотный остаток - "сульфат"

Называем катион металла в родительном падеже - "меди"

Определяем по формуле заряд катиона (заряд кислотного остатка по таблице растворимости) 2-, таких кислотных остатков в соединении один. Катион тоже один. Исходя из того, что сумма зарядов катионов и анионов равна нулю, получается, что заряд катиона меди 2+.

Указываем заряд катиона (степень окисления атома) римской цифрой в скобочках.

- Ребята, запишите названия солей, соответствующих данным кислотам

(Слайд 4)

Состав и название солей

Название кислоты Формула кислоты Название соли
Соляная кислота НСl Хлориды (NaCL)
Серная кислота H2SO4 Сульфаты (K2 SO4)
Сернистая кислота Н23 Сульфиты (MgSО3)
Азотная кислота НNО3 Нитраты (NaNО3)
Ортофосфорная кислота Н3РO4 Ортофосфаты (Ca3(РO4)2
Сероводородная кислота H2S Сульфиды (BaS)
Угольная кислота Н2СО3 Карбонаты (CaСО3)
Кремниевая кислота Н2SiO3 Силикаты (K2SiO3)
Бромоводородная кислота НВr Бромиды (AlBr2)
Фтороводородная кислота HF Фториды (LiF)
Иодоводородная кислота HI Иодиды (CuI2)

- По растворимости в воде соли делят:

(Слайд 5)

Растворимость солей в воде

  • Растворимые - (Р)
  • Нерастворимые - (Н)
  • Малорастворимые - (М)

- Для определения растворимости солей используют таблицу растворимости кислот, оснований и солей в воде (таблица есть в учебнике).

- Какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту

(обучающиеся вспоминают, где они встречались с солями в быту и какова их роль в жизни человека).

Демонстрация некоторых солей (набор солей ставится на каждую парту)

(Слайд 6)

NaCL- Хлорид натрия (поваренная соль)

(Слайд 7)

CaCO3- карбонат кальция

(Слайд 8)

Ca3(PO4)2- фосфат кальция

4. Закрепление.

(Слайд 9)

Задание 3. К названию соли подберите формулу соли:

-сульфат бария NiS
- карбонат меди Na2S
- нитрат цинка CuCO3
- хлорид серебра AgCL
- сульфид никеля Na2SiO3
- фосфат свинца Cu(NO3)2
- силикат натрия BaSO4
  Pb3(PO4)2
  Zn(NO3)2
  BaSO3

5. Подведение итогов.

Обучающиеся включаются в подведение итогов, анализируют, кто был самым наблюдательным, активным. Высказывают свое мнение при оценивании учителем учащихся.

(Слайд 10)

Д/З: параграф № 21 учебника Химия-8 О.С. Габриелян, упр. 1 - 3.

6. Рефлексия.

(в начале урока у обучающихся на столе положить цветные магниты: красные и синие).

По окончании урока обучающиеся, которым понравилось на уроке и было комфортно, выходят и на магнитную доску прикрепляют красный магнит, а если что-то не понравилось - синий магнит.