Нравственное воспитание младших школьников

Разделы: Классное руководство


Что посеешь, то и пожнёшь.

Смысл этой пословицы актуален всегда.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, агрессивности.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника

В словаре С.И.Ожегова так дано определение нравственности: (Определение )

"Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

В философском словаре понятие нравственности приравнено к понятию мораль.

Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или оной ситуации.

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребёнка, учить "умению чувствовать человека".

В.А.Сухомлинский считал, что незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединённые усилия всех участников учебно - воспитательного процесса.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧАСТНИКОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе всей многогранной деятельности детей (играх, учёбе), в тех разнообразных отношениях, в которые вступают в различных ситуациях со своими сверстниками и взрослыми.

Ребёнок не только познаёт сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Рассматривая систему нравственного воспитания, различают несколько аспектов

Система нравственного воспитания.

  • Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определённых педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.
  • Во-вторых, использование приёмов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.
  • В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.
  • В-четвёртых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Воспитательная работа в классе - это ?

Ребята класса посещают кружки и спортивные секции (школьные и внешкольные), выступают на соревнованиях. Занимаются в "Школе искусств", в КСЦ "Газодобытчик".

Объединение учебной деятельности и системы дополнительного образования

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Знания школьников о нравственных нормах, полученных на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому, требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Разработан план работы по формированию нравственных качеств личности младшего школьника, объединяющий в себе учебную деятельность и внеурочную, т.к. являюсь учителем и воспитателем ГПД в 3-а классе.

Формы работы:

  • тематические нравственные классные часы;
  • этические беседы;
  • тренинги нравственного самосовершенствования;
  • дискуссии по нравственной тематике;
  • организация цикла нравственных бесед;
  • праздничные поздравления одноклассникам, педагогам;
  • клуб "Азбука нравственности";
  • посещение театров, музеев, выставок и др.
  • концерты;
  • благотворительные ярмарки и др.

Одна из форм нравственного воспитания - этическая беседа

Этические беседы способствуют приобретению нравственных знаний, помогают школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твёрдую нравственную позицию. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни, примеров из художественной литературы, кинофильмов.

Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, декламацию.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, даёт практические рекомендации детям.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который побуждает самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствуют их нравственному воспитанию.

Я считаю, что процесс, по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону "актуального развития". Если человека учат добру - то в результате будет добро. Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровой форме, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

И наши дети, станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду других. Не это ли главная цель работы учителя?

Список литературы.

1. Н.С.Витковская, Д.Н.Джола, А.Б. Щербо. Формирование культуры поведения младших школьников. Киев 1988 г.

2. Г.М. Печнрина. Методические рекомендации к урокам по этике для начальной школы. Краснодар.1995 г.

3. О.С.Богданова, О.Д.Калинина. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва "Просвещение"