Программа по профориентации

Разделы: Внеклассная работа


В подростковом возрасте закладываются основы нравственного отношения к различным видам труда, происходит формирование системы личных ценностей, которые определяют отношения подростков к различным профессиям. Программа ориентирована на работу с подростками 15-16 лет. Программой предусмотрено систематическое проведение воспитательских занятий продолжительностью 40 минут еженедельно.

Цель: формирование представлений о профессиях, перспективах профессионального роста, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Для достижения этой цели в работе возможна опора на полученные знания о профессиях и кругозор подростков. Этому способствует просмотр фильмов, экскурсии на различные предприятия, беседы, дискуссии, диспуты.

Задачи:

  • информировать об отраслях и профессиях, о требовании к кадрам,
  • развивать качества личности, необходимые для получения будущей профессии,
  • формировать профессионально важные качества в избранном виде деятельности,
  • знакомить подростков со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

Сложность программы состоит в том, что приходиться работать в двух временных планах в настоящем времени реальные дети с их заботами и радостями) и будущем (дети как взрослые люди, граждане страны). Воспитательная работа оказывается по сути прогностичной, то есть ориентированной на то, чего еще нет.

Основные принципы работы:

  • опора на психологические особенности подростков;
  • ориентация на потребности подростков;
  • реализация потребности подростков в развитии.

Следование этим принципам определяют особенности построения учебно-воспитательного процесса:

  • организация занятий в форме путешествий, игр, научного открытия.
  • широкое использование на занятиях стихов, загадок, музыки, видеосюжетов.
  • организация творческой деятельности подростков, в процессе которой они могли бы выразить свои впечатления, настроения, чувства, а также применить полученные на занятиях знания.
  • общение педагога с подростком на позиции “личность-личность”.
  • индивидуально-личностная диагностика.
  • индивидуальная работа по формированию профессиональных предпочтений и информационной культуры.

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия

  • группа не более 10 человек
  • личностное общение педагога с каждым ребенком, совместная деятельность.
  • широкое использование технических средств.
  • свободная самостоятельная деятельность подростков

Программа направлена на приобретение подростками опыта самореализации собственной жизнедеятельности, расширение познавательного, творческого и культурного потенциала подростков.

Деятельность подростка позволяет определить насколько правильно выбрал сферу своей будущей профессиональной деятельности

Реализация программы способствует: овладению универсальными компетентностями, способствующими успешной профориентации;

Для этого необходимо соблюдать:

  • единство технологии работы по формированию у воспитанников универсальных компетентностей;
  • разработку и функционирование системы освоения воспитанниками содержания программы профориентации на первом этапе ее реализации;
  • разнообразие занятий, в рамках которых возможно формирование универсальных компетентностей воспитанников.

Планируемые результаты.

Готовность к профессиональному самоопределению, способность к самостоятельному и осознанному построению и дальнейшая постоянная корректировка самим подростком профессиональных и жизненных перспектив своего развития.

Календарно-тематическое планирование

Мероприятие Дата проведения Ответственные
1 Труд в жизни человека. (Дискуссия)    
2 Молодежь и рынок труда. (Дискуссия)    
3 Зачем мне трудиться? (Диспут)    
4 Трудовой кодекс РФ. (Беседа)    
5 Ты и выбор профессии. (Диспут)    
6 Все работы хороши. (Диспут)    
7 Профессиональная ориентация - условие успешной социализации. (Занятие)    
8 Профессия, которая мне нравится. (Диспут)    
9 Роль знаний, умений и навыков в приобретении профессии. (Занятие)    
10 Твой жизненный план. (Беседа)    
11 Мир профессий. (Занятие)    
12 Кем хочу быть и почему? (Мини-сочинение)    
13 Человек и труд. (Беседа)    
14 Потребительский труд. (Беседа)