Слагаемые имиджа учителя

Разделы: Администрирование школы


Понятие о педагогическом имидже

Понятие “имидж ” в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Вышедшее в свет в 1994 г. первое издание книги В.М. Шепеля “Имиджелогия: Секреты личного обаяния” обозначило не только обоснование нового для российского менталитета понятия “имидж”, но и формирование новой области научного исследования – имиджелогии, а в профессиональной сфере формирование новой специальности – имиджмейкер.

Что же такое имидж? Многие справочные издания раскрывают содержание понятия “имидж”, трактуя его как целенаправленно формируемый образ, как набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью. Слово “имидж” (от англ. Image – образ) имеет несколько значений и в разных источниках трактуется по разному. Например, имидж (англ. image — образ) — целостный, качественно определенный образ данного объекта, устойчиво живущий и воспроизводящийся в массовом и / или индивидуальном сознании.

На современном этапе можно констатироватьпоявлении новой отрасли имиджелогии - педагогической имиджелогии. В общепризнанном и нашем представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип восприятия образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога, существующие качества органически переплетаются с теми свойствами, которые приписываются окружающими людьми. Тем не менее, педагогическая имиджелогия - принципиально новая ветвь психологической науки и работающая на аудиторию. Педагогическая имиджелогия позволяет иначе взглянуть на педагога, в рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа, как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий.

В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов. Это еще один повод задуматься над вопросом: “ Имидж – ничто или все?” Учителю необходимо помнить, что во всей своей работе, он просто обязан быть красивым.

Что же входит в имидж педагога? Это сложный феномен, в котором содержатся разнообразные факторы. И все они должны приниматься во внимание, поскольку восприятие человека идёт по разным каналам. Главным для имиджа становится его коммуникативная функция. Грамотно реализовать функцию самоподачи в педагогическом общении учителю важно, особенно в момент формирования первого впечатления о себе. Как показывают исследования, 25% учителей испытывали наибольшие затруднения в ситуациях первого контакта с учениками.

Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамку процесса взаимодействия. “Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности”, - писал А.А. Бодалев. Формируя тактику и стратегию самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека (по данным Н.В. Панферова). В образе конкретного учителя соединяются индивидуальный, профессиональный и возрастной имиджи. Окружающие выносят суждения как о личностных, возрастных, половых, так и о чисто профессиональных качествах педагога.

Имидж является инструментом общения с массовым сознанием; результатом сознательной работы, особенно это касается ситуаций, где имидж является частью профессионального успеха. Имидж учителя содержит такие компоненты, как индивидуальные и личностные качества, коммуникативные особенности профессиональной деятельности и поведения.

Проблема формирования педагогического имиджа

Проблема создания имиджа педагога в разное время рассматривалась учеными - педагогами, психологами, социологами, культурологами, но единой точки зрения на определение сущности и структурных компонентов педагогического имиджа не существует. Большинство авторов выделяют разные компоненты в структуре имиджа, опираясь на свое видение изучаемой проблемы. Справедливости ради надо сказать, что проблема формирования образа учителя связана с формированием имиджа не только конкретного учителя, но и, в конце концов, имиджа профессии учителя вообще.

При выборе школы родители начинают собирать информацию об учителях, порядке в школе, отношении в ней к детям и т.д., спрашивая тех, кто там уже учился или работал. И чаще всего прислушиваются к словам: “Этот учитель хороший, отдайте к нему детей, этот плохой учитель”, “Это плохая школа, там порядка нет”. Что это, как не имидж?

Имидж – обобщенный портрет личности или организации, создающийся в представлении групп общественности на основании заявлений и практических дел личности или организации; и формирующий в общественном  или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к личности или организации.

Сейчас уже фактически сложилась система статусной градации школ, вызванная более или менее удачной работой с имиджем учебного заведения.

А вот определенная часть педагогической общественности еще очень далека от того, что собственный имидж необходимо  формировать.

Сегодня нет сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения.

Имидж – образ, система внешних характеристик человека, которая создает или подчеркивает неповторимое своеобразие личности. И всегда отражает индивидуальность, являясь ее внешней, обращенной на других людей, стороной. Деятельность человека раскрывается через процессуальную составляющую имиджа. Это то, как человек делает что-либо. Насколько он энергичен, как быстро он реагирует на ситуации, как легко умеет переключаться с одного вида действия на другие, насколько эмоционально он реагирует на какое-либо событие, какие эмоции преобладают в общении.

Но в учительской среде, к сожалению, далеко не все озабочены тем, какое впечатление они производят на окружающих. Учителя слишком занижают значение своего имиджа. Отрицательно относится к нему старшее поколение учителей: его понимают как “маску”, убеждены в приоритете внутреннего содержания над внешним и считают, что главное “быть а не казаться”. Всякие разговоры про имидж учителя принимаются настороженно, как призыв быть неискренним.

А ведь имидж – своеобразный инструментарий, помогающий выстраивать отношения с окружающими.

Обобщенный портрет “хорошего” учителя: гуманен, справедлив, демократичен, способен на чувственное сопереживание, легко налаживает контакт с классом и отдельными учениками. Скорее неформален, чем официален, в общении с учениками гибок и рефлексирующе относится к ним. Для него характерны положительные самооценки и восприятие других, оптимизм, принятие самого себя.

Имидж педагога – одно из основных средств реализации важного принципа гуманистической педагогики – принципа воспитания собой. При этом главное правило – собственный образ учителя должен быть привлекательным для детей.

В учительской профессии процесс формирования имиджа зависит как от самого учителя, так и от индивидуальных особенностей ученика, его пола, возраста, а также от опыта, знаний, национальности и других факторов.

Технология построения имиджа

С чего же начать формировать свой имидж?

Опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделим его основные составляющие. Наиболее значимые из них:

  •  Внешний облик,
  • Использование вербальных и невербальных средств общения,
  • Внутреннее соответствие образа профессии – внутреннее “Я”,
  • Стилевые особенности педагогической деятельности,
  • Профессиональная направленность.

Первым шагом на пути к созданию  “эффекта ореола” – это работа над внешним обликом. Здесь значение имеют и цветовая гамма рабочего костюма, и правильно выполненный макияж, и модная стрижка или укладка. Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный настрой на себя, показаться не только симпатичным человеком, но и прекрасным учителем с его богатым внутренним миром, любовью к детям, заботой о них. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого учителя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть – значит проявлять уважение   окружающим людям. Это означает, что такие требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают педагогу улучшить свой профессиональный имидж. Правильный выбор одежды помогает добиться профессионального успеха.

Вторым шагом является использование вербальных и невербальных средств общения – важных составляющих имиджа. Функцию самоподачи в педагогическом общении особенно важно грамотно реализовать учителю в момент формирования первого впечатления о себе. Так называемый “невербальный” имидж связан с тем, насколько учитель обладает приятными манерами, под которыми подразумеваются жесты, мимики, поза. Хорошие манеры помогают быстро адаптироваться в любой обстановке, установить коммуникативные связи с людьми. Важная часть имиджа педагога – красноречие. Искусство речи – это ее гибкость, выразительность, оригинальность. Еще древние мудрецы говорили, что ораторское мастерство – это умение внушать и убеждать словом.

В общении с учениками учителю важно не забывать о тоне, которым он разговаривает. От этого зависит не только эмоциональное состояние учеников, но и их работоспособность.
Многозвучным и разным должен быть и голос учителя. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают, шумят, отвлекаются) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает, особенно учащихся со слабой нервной системой). Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет учителю создавать ритм своей речи, страдает и мелодика речи.

Третий шаг – немаловажное значение имеет и   образ жизни учителя, который также влияет на имидж в целом.  Имидж его образа жизни – это то, как люди воспринимают его личную жизнь, отношения с окружающими и домочадцами, его моральные принципы, достоинство, поведение и характер.
Очень важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам. Создавая такой образ, учитель тем  самим самосовершенствуется. Личностное как нечто внутреннее проявляется через деятельность, в конкретных продуктах творчества. При этом деятельность выступает как бы гранью перехода личностного внутреннего во внешнее – продуктивное. Это чаще всего – оригинальность, непохожесть, экспрессия, умение транслировать свою неповторимую личность, делать ее оригинальной в каждом компоненте педагогического процесса от цели и задач до отбора содержания, средств, способов и приемов их презентации. А также в стиле общения со всеми участниками целостного педагогического процесса, в каждой эмоциональной реакции на поведение школьников, в разрешенной себе степени свободы импровизации на уроке.

Внутренний образ – это, прежде всего, культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, обратный путь постановки и решения проблем, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.

Внешний образ – это техника игры и игровая подача, особые формы выражения своего отношения к материалу, передача своего эмоционального отношения к действительности, владение умением самопрезентации, выведение уроков на интерактивный уровень, умелая режиссура всего хода урока.
Специфика педагогической деятельности учителя – в активной умственной деятельности и постоянном напряжении нервной системы, что приводит к стрессам и “эмоциональному выгоранию”.

 Иногда бывает, что вроде бы все элементы имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

Заключение

Успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. В качестве таковых могут выступать следующие принципы: принцип гармонии визуального образа, принцип коммуникативности - многообразия форм и способов информационного взаимодействия, принцип саморегуляции и ортобиоза (наука о технологии самосбережения тела и души), принцип речевого воздействия. Они выступают в роли постоянных факторов, искусно воплощенных в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства учителя.

Литература

  1. Журавлев Д. Имидж учителя – необходимость или дань моде? // Народное образование №7, 2003.
  2. Калюжный А.А. Технология построения имиджа учителя. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004
  3. Капустина З. Имидж современного педагога//Учитель №1, 2006.
  4. Новокшонова М. Имидж педагога: знания, опыт, мастерство.//Учитель №3, 2005.
  5. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.