Психологический тренинг "Предупреждение насилия в школе"

Разделы: Внеклассная работа


Прежде, чем начать наш семинар мне хотелось бы. Чтобы вы выслушали для начала притчу о странниках.

Однажды странники, устраивались на ночлег на морском, усыпанном галькой берегу. Вдруг с небес ударил столб света. Странники смекнули, что услышат божественное откровение, и приготовились ждать. Через некоторое время с небес раздался голос. Голос сказал: “Наберите гальки и положите в сумки. Наутро отправляйтесь в путь. Идите весь день. Вечером вы будете радоваться и грустить одновременно”. После этого и свет, и голос исчезли.

Странники были разочарованы. Они ожидали важного откровения, вселенской правды, которая сделала их богатыми и знаменитыми, а вместо этого они получили задание, смысла которого не понимали. Однако, вспоминая о небесном сиянии, они на всякий случай с ворчанием побросали в сумки несколько мелких камешков.

Странники провели в пути весь следующий день. Вечером, укладываясь спать, они заглянули в свои сумки. Вместо гальки в них лежали алмазы. Сначала странников охватила радость: они обладатели алмазов! А через мгновение – грусть: алмазов было так мало!

Думаю, что вы сегодня не будете радоваться и грустить одновременно.

Проводя наше занятие, я хочу познакомить вас с его правилами. Они следующие:

  1. Внимательно слушай
  2. Если не хочешь говорить, можешь помолчать
  3. Никого не оценивай, не критикуй.
  4. Если хотите высказаться – подними руку.

Энергизатор “знакомство”.

Давайте все встанем в круг и познакомимся поближе.

Я называю свое имя и говорю одно из моих качеств на первую букву моего имени.

Теперь проведем мозговой штурм. Это я называю слово, а вы мне ассоциации, связанные с этим словом.

Итак, “насилие”:

  • издевательства,
  • прозвища,
  • оскорбления,
  • драки,
  • хулиганские поступки,
  • угрозы,
  • запугивание,
  • отсутствие заботы,
  • неоказание помощи,
  • пренебрежение,
  • использование власти,
  • и т.д.

Давайте снова встанем в круг.

И разделимся на группы, для этого по очереди называем времена года “зима”, “весна”, “лето”, “осень”.

И каждая команда занимает свой стол.

Каждая команда получает задание-ситуацию, вы сейчас проанализируйте и ответьте на стоящие перед вами вопросы.

Снова объединяемся в один общий круг.

Задание следующее: продолжи фразу. (См. слайд)

А сейчас перед вами, ребята, выступит инспектор по деламнесовершеннолетних и более подробно расскажет нам о насилии в подростковой среде.

И в завершении снова я приглашаю вас в круг. Пусть каждый поделится тем, что сегодня ему особенно запомнилось. Я передаю мяч со словами: “мнепонравилось сегодня” или “Я хотел бы”, например “Я хочу, чтобы все были добрее друг к другу”.

Всем спасибо.

Приложение

Мальчишки из 7 класса очень дружные. Они все имеют прозвища, но в большинстве своем не обидные.

  • Какие прозвища есть у ребят из вашего класса?
  • Всегда ли они безобидные?
  • Могут ли прозвища причинить боль?
  • Что бы вы стали делать, если кто-то дал бы вам обидное прозвище?
  • каких прозвищ не должно быть?

Каждый день Гриша, который учится в 5 классе, сталкивается с ребятами из 8 класса, которые над ним насмехаются. Гриша маленького роста, ему трудно познакомится с ребятами и друзей у него мало.

  • Каковы последствия этих столкновений?
  • Если вы что-то такое увидите, что вы будете делать?
  • Что это? Ребята его просто дразнят или издеваются?

Сережа высокий и сильный мальчик для подростка своего возраста, но не очень смышленый. К тому же он ощущает себя малышом, потому что так к нему относится отец: сильный и властный человек. Сережа начал издеваться над некоторыми одноклассниками, которые меньше его ростом.

  • Что может случиться?
  • Что чувствует каждый участник ситуации?
  • Как могут быть преодолены эти трудности?

Хусейн – единственный мальчик азиатского происхождения в классе. Отец советует ему игнорировать неприятные высказывания одноклассников в свой адрес. Недавно несколько мальчишек начали бросаться в него камнями.

  • Чтобы вы почувствовали, окажись вы на месте Хусейна?
  • Попросили бы помощи в школе
  • Какие могут быть последствия этой ситуации?

Маша из 6 класса была в туалете. Две девочки из 9 класса потребовали у нее денег. Она сказала, что денег у нее нет. Тогда они стали толкать ее. С того случая, как только они увидят Машу, они над ней насмехаются.

  • Что бы вы стали делать на месте Маши?
  • К каким последствиям может привести эта ситуация?
  • Что это? Девочки ее просто дразнят или издеваются?

Света веселая и красивая девочка. Мама светы – хозяйка небольшого магазинчика, который торгует старыми вещами (секонд-хенд) на краю города. Над Светой смеются из-за этого, и она возненавидела школу.

  • Что может случиться?
  • Сто чувствует каждый участник ситуации?
  • Как могут быть преодолены эти трудности?

Алеша, коля, Борис и Даня часто играют в футбол. Алеша очень хорошо играет. Алеша часто цепляется к Дане. Даня пропускает мячи, и ребятам приходиться долго ждать, пока он сбегает за мячом и принесет его. Когда Алеша отпускает грубые замечания в адрес Дани, тот отшучивается, как может. Однажды после очень грубого замечания Даня убежал за мячом и не вернулся.

  • Что чувствует Даня, когда Алеша делает ему замечания?
  • Почему Алеша не прекращает придираться к Дане? Это честно? Какой в этом смысл?
  • Что может случиться в данной ситуации?
  • Что бы вы сделали, если бы были на месте Бориса и Коли?

Оксана - новенькая. У нее сильный украинский акцент, она им очень отличается от всех остальных учеников. Одноклассникам нравится ее говор, он их смешит. Сегодня Оксана очень расстроена, потому что ее дразнят.

  • Что может случиться?
  • Что чувствует каждый участник ситуации?
  • Как могут быть преодолены эти трудности?

Али – азербайджанец. Он занимается спортом и очень симпатичный, но заикается. Некоторые ребята из класса дразнят Али, а друзья Али из-за этого злятся. В один прекрасный день они решили разобраться с теми, кто его дразнят.

  • Что может случиться?
  • Что чувствует каждый участник ситуации?
  • Как могут быть преодолены эти трудности?