Занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Ознакомление с фразеологическим оборотом "слушать, развесив уши"»

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Познакомить со значением фразеологического оборота «Слушать, развесив уши».
  2. Развивать образную речь детей, расширять словарный запас.
  3. Воспитывать умение различать правду от лжи.

Предварительная работа: чтение басни «Ворона и Лисица» Ивана Крылова, рассматривание иллюстраций к ней.

Материал и оборудование:

  • иллюстрация к фразеологическому обороту «слушать, развесив уши»;
  • мультимедийный проектор, запись с голосом вороны.

Ход занятия

Развесить уши – развесить уши слушать, заслушаться, растерять уши.
(Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.)

Развесить уши – заслушиваться ( один врет, другой уши развесил ), зазеваться.
Ср. Весь век, сударь, ходишь развеся уши. Фонвизин. Недоросль. 2, 5. Простакова.
Ср. О вы, чувствительные души! Развесьте уши, Разиньте р.от. П.П. Сумароков. Амур, ... ...
(Большой толково-фразеологический словарь Михельсона)

Сегодня на занятии вы познакомитесь с новым словосочетанием. Я его вам озвучу, а вы внимательно послушайте и подумайте, что же означает этот оборот: «слушать, развесив уши» (дать детям время на обдумывание).

Дети по очереди и по желанию высказывают свое мнение (все версии необходимо выслушать).

- Вот сколько различных вариантов мы услышали. Но все ли они правильные?

Давайте внимательно рассмотрим вот это изображение (обратить внимание детей на иллюстрацию к фразеологическому обороту на проекторе).

- Что изображено на картинке?

- Какого размера уши у человека?

Ребята, потрогайте свои ушки, потяните их слегка.

- Можем ли мы так прикрепить свои ушки к веревке?

(Необходимо выслушать все ответы детей.)

- Можем ли мы наблюдать такое явление в реальной жизни?

- Вспомните, мы знакомились с басней Ивана Крылова «Ворона и Лисица», рассматривали иллюстрации к ней. Вспомнили? (Да.)

Я зачитаю небольшой отрывок из этой басни, который поможет нам определить, что же обозначает словосочетание «слушать, развесив уши», но будем не просто слушать, мы инсценируем его.

Разминка.

«Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки,
Рассказывать, так, право сказки!
Какие перышки! Какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!...»

(Воспитатель зачитывает строки, а дети выполняют соответствующие движения, в конце все рассаживаются на свои места.)

- Ребята, а какой голосок можно назвать ангельским? (Выслушать ответы.)

Ангельский голосок очень приятен на слух, он нежный и ласковый. Предлагаю вам послушать голос вороны (включить запись).

- Можно ли назвать карканье вороны ангельским голоском?

- И что же случилось дальше? (Лиса попросила Ворону спеть, Ворона открыла клюв и выронила сыр. Лисица схватила его и убежала.)

- Дети, а Лисица правду говорила ли Вороне? (Нет, она ее обманула.)

Правильно! Но Ворона все-таки поверила Лисице и не устояла перед ее красивыми словами. Так вот именно про Ворону можно сказать, что она слушала Лисицу развесив уши.

- Значит, что означает словосочетание «слушать, развесив уши»? (Дети высказывают свои мнения.)

Словосочетание «слушать, развесив уши» означает слушать кого-либо чересчур доверчиво. Теперь вы знаете значение данного оборота. Давайте вместе попробуем составить предложения с ним. Дети (каждый ребенок или по желанию) составляют предложения, используя фразеологический оборот, с небольшой помощью воспитателя.