Развитие творческой одаренности учащихся на уроках обслуживающего труда и во внеурочной деятельности

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Воспитание и обучение человека задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал. Его реализация во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса. Активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи должен стать одним из основных направлений современного образования.

Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, единая для всех длительность урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов. Все это влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе: недостаточная учебная мотивация школьников, учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся, и результат всего этого – случайный выбор профессии и неустроенность в дальнейшей взрослой жизни.

Проблемой является и то, что дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, не подозревая о наличии у них тех или иных природных задатков и способностей. Поэтому перед современной школой стоит очень нелегкая задача: как можно точнее оценить творческий потенциал каждого ребенка, чтобы помочь ему и дать возможность развиваться в дальнейшем в нужном русле.

Рис.1

Природные склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Блочно-модульная структура предмета Технология дает возможность “погружения” в разные виды деятельности, знакомит с различными видами ремесел, что позволяет учащимся лучше узнать себя.

Рис. 2

На уроках активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от желания учащихся. Придерживаюсь правила – в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка

Основная педагогическая позиция при работе над проектом, на мой взгляд, должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от ребёнка стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать ему возможность самостоятельно исправлять свои ошибки, не объяснять всего учебного материала – не лишать детей радости самостоятельного поиска.

Работа над проектом позволяет моим ученицам попробовать себя в разных областях: они не только занимаются определенным видом ремесла для изготовления проектного изделия, но и на некоторое время превращаются в историков-исследователей в поисках исторических сведений по данному ремеслу. В процессе расчета себестоимости изделия девочки пробуют себя в роли экономистов. При оформлении рекламы изделия они проверяют свою креативность. Ну и, несомненно, при оформлении всего проекта необходимы знания по русскому языку, литературе, информатике. В процессе защиты творческого проекта оттачивается ораторское мастерство, постепенно пропадает боязнь публичных выступлений.

Рис. 3

Таким образом, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей.

Обучаясь предмету “Технология” на протяжении пяти лет каждая из учениц выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки.

Хочется заметить и еще один немаловажный факт – тренировка "творческого мышления", "творческого труда" сопровождается воспитанием "эмоционально богатой" личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений.

Говоря о развитии творческой одаренности детей, нельзя недооценивать роль дополнительного образования. Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, “добрать” недостающие знания и умения можно через внеурочную деятельность.

Кроме того, участие школьников в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятия в кружках дает возможность ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. В процессе работы над коллективным проектом развиваются коммуникативные способности учащихся, что немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.

Рис. 4

На протяжении 14 лет я являюсь руководителем детского творческого объединения “Рукодельница”, на занятиях которого происходит расширение и углубление знаний по многим учебным модулям. Например, на изучение темы “Счетные швы” по учебной программе отводится только 8 часов, что позволяет наскоро отработать приемы вышивки лишь гобеленового шва и шва “крест”. Вышивка счетной глади, как правило, остается не отработанной. На занятиях кружка мы с девочками подробно изучаем технологию счетной глади и даже нашли оригинальное ей применение – изготовление шкатулок из пластиковой канвы. Многие орнаменты для шкатулок девочки разрабатывали сами. Одна из таких работ принесла победу нашей ученице в городской олимпиаде по технологии.

И на уроках, и во внеурочное время на занятиях кружка я использую помощь тех девочек, навыки и знания которых лучше, чем у других. Это и повышает эффективность учебного времени, и позволяет помощницам – ассистенткам попробовать себя в роли педагога, развивая у них коммуникабельность, ответственность, уверенность в себе.

Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся гимназии. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот и очень хороший обмен опытом.

Показателем эффективности реализации программы работы с одаренными детьми является тот факт, что на протяжении последних лет мои ученицы показывают хорошие результаты на городских, зональных и краевых олимпиадах и конкурсах:

2008г. – II место (9 класс), III место (11 класс) на зональной олимпиаде по технологии;

2008г. – Диплом I степени за победу в краевой выставке детских творческих работ “Созвездие талантов”, посвященной 90-летию дополнительного образования:

2009 г. – III место (9 класс) на зональной олимпиаде;

2010 г. – Диплом I степени за победу в краевой выставке “Молодые дарования России”

2011 г. – II место сначала в городской, а потом уже и в краевой олимпиаде по технологии;

2011г.– Бровкова Александра, ученица 9А класса, стала лауреатом Всероссийского Интернет – конкурса декоративно – прикладного творчества “Золотое рукоделие”.

Я думаю, что всех этих результатов мы не смогли бы достичь, если бы не опирались на знания и природную одаренность детей.